Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 22-я по Пятидесятнице

Дорогие мои братья и сестры, Господь говорит: "никакой слуга не может служить двум господам, ибо одного будет любить, а другого ненавидеть; или одному будет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним". А Христос "сказал им: вы выказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лук. 16:13-15).

Фарисеи считали себя великими праведниками, полагая, что для них давно уже уготованы самые первые и почетные места в Царстве Небесном. И вот, чтобы показать им их жалкое заблуждение, Спаситель сказал притчу о богатом и Лазаре. В лице богатого изображены фарисеи, в лице Лазаря — все, кого они презирали, на кого свысока смотрели.

В этой притче, пред изумленными фарисеями, Господь раскрывал страшную для них истину, что Бог иначе судит людей, чем земные книжники и законники, и тот, кто здесь наслаждается всеми благами мира, там, в загробной жизни, должен будет перенести заслуженные страдания и видеть, как несчастный Лазарь, которому он не хотел оказать никакой милостыни и лишь предоставлял своим собакам лизать его раны, покоился в блаженном лоне Авраама.

Существуют ли в наше время среди христиан фарисеи? О, да, особенно среди тех, кто похваляется своим благочестием и свысока судит о грешниках; и среди тех, кто говорит о благочестии, сам же предается маммоне.

Судьба евангельского богача ожидает каждого человека, который знает волю Господина своего, волю Божию о человеке, но не живет по воле Его. Нам с вами, дорогие братья и сестры, открыта воля Господня, открыта в св. Писании. Господь говорит нам: "Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные похоти, которые погружают людей в бедствие и в пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие... Ты же, человек Божий, убегай сего" (1 Тим. 6:6-11). "Не собирай себе сокровищ на земле, ... а собирайте сокровища на небе" (Матф. 6:19-20) и "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Матф. 5:42). "В нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве... Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими" (Рим. 12:13-15), "подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто" (Лук. 11:41) — будет совесть чистая и на душе мир.

Смотрите, говорит Господь, избегайте общения с блудниками и пьяницами, избегайте жестокости к бедным и скупости, ибо придет Господь в день, в который вы Его не ожидаете, и подвергнет вас одной участи с неверными (Матф. 24:49-51). Не будет у вас никакого оправдания, — говорит Господь, — и так как "жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лук. 13:15), пусть имеющий нечто излишнее подает неимущим, а нуждающиеся пусть подражают мужеству Лазаря, своим терпением спасая свои души (Лук. 21:19) и в смирении напоминая себе о тех обителях, от которых удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание (Апок. 21:4).

Дорогие мои братья и сестры! Спаситель открыл нам, в притче о богатом и Лазаре, о состоянии людей за гробом для того, чтобы побудить нас к жизни по Его слову, к жизни по Евангелию, чтобы нас, улучшенных плодами покаяния, избавить от страданий и удостоить вечных радостей.

Да запечатлеет каждый из нас, в памяти и в сердце своем слово Господне: человек, который знал волю господина своего и не жил по воле его, "бит будет много" (Лук. 13:47). Аминь.

Отцы 7-го Вселенского собора

Гонение на почитателей св. икон продолжалось 58 лет. Этот период в жизни Христианской Церкви напоминает то, что творится в наше время на Интернационалом Маркса оккупированными землями славян.

Какие причины вызвали иконоборчество? История свидетельствует: это дело политической программы данного времени и государственных соображений. Жестокому характеру гонений содействовал характер главного гонителя иконопочитания имп. Константина Копронима, человека развратной жизни, мужеложника, циника и садиста. А так как главную оппозицию иконоборцы встретили в среде монахов, на монашестве сосредоточилась их особая вражда и борьба. Самое монашество было объявлено политически неблагонадежным, было запрещено не только общение, но и знакомство с монахами. Их, на улицах, лакействующие перед властью забрасывали камнями. Если монах появлялся на улице Константина града, его хватали и тащили на ипподром и там до смерти засекали бичами.

Так, игумен Иоанн, отказавшийся топтать икону Богоматери, был, после избиения батогами, всенародно казнен. Известный подвижник св. Стефан, бывший скалой монашества, был заперт со многими другими иноками на много суток без пищи, затем выпущен, но не надолго. Император послал за ним целый отряд воинов. Стефан был, по пути в тюрьму, избиваем истязательски, монастырь сожжен, а монахи избиты и разогнаны. В тюрьму, после 17-ти дней издевательств, к Стефану были посланы гонцы увещевать Стефана — отречься от иконопочитания. И когда Стефан, после долгих бесполезных увещаний, был приведен к императору, он вынул из своего клобука монету и спросил: "Какого наказания я буду достоин, если эту монету с изображением императора брошу на землю и стану топтать? Отсюда ты, император, можешь видеть, какого наказания заслуживают те, кто Христа и Его Святую Матерь оскорбляют на иконах". При этом Стефан бросил монету и топтал ее. За это он был сослан на один из необитаемых островов, а через два года, в кандалах, привезли его в столицу и бросили в тюрьму, где оказались сидящими 342 монаха, пострадавших за иконы. У многих были урезаны носы и уши, у других выколоты глаза, у иных отсечены руки, и у многих к тому же были сожжены бороды и лица, значит — их подвергали пыткой огнем. После обращения Стефаном к иконопочитанию двух императорских посланцев, явились в тюрьму солдаты, привязали к ноге Стефана веревку и потащили по улицам, подвергая его избиению. Даже школьники были освобождены от уроков и выпущены на улицу, чтобы бросать камни в "злодея-преступника".