Православие и современность. Электронная библиотека

На наш вопрос "почему" отвечает сам Евангелист Апостол Лука. Он говорит: "они были объяты страхом", и потому "просили Его удалиться от пределов города их".

Чем же был вызван их страх? Им был нанесен материальный ущерб — потеря стада свиного — отсюда и слова их, обращенные ко Христу: "Иди мимо, куда знаешь, — только нас не касайся".

Мирно жили гадаринцы в имениях своих. Став плотью, они стали глухими к чужим страданиям, к страданиям несчастных. Легко преодолевая страх перед наводящими на всю околицу бесноватыми, они вдруг испугались Христа! — несущего людям мир и любовь.

В лице гадаринцев легко может видеть себя каждый человек, окопавшийся в своем материальном благополучии, как цели своей жизни. В лице гадаринцев может видеть себя и общество и целый народ, опустившиеся в духовное мещанство, исключив из своего мышления Бога и стремление к Нему. Вокруг них сложился привычный им порядок жизни. Порядок деловой, но духовно пустой. Они к этому порядку привыкли, и нет у них ни мысли, ни потребности, чтобы в этом порядке что-либо изменить.

Став плотью, они боятся всякой перемены в их внешней обстановке. Посему и гонят они от себя мысль о Боге, о Христе, как Искупителе. Гонят от себя мысль о своей ответственности за жизнь. Эти люди, возможно, молятся, по традиции, отдыхом и посещением храма отмечают праздники, но живут без личного Бога, живут без Бога Творца, Промыслителя и Судии, живут без Христа, как на землю сошедшей Любви Божией к человеку. Живут они лишь идеей о Боге. Подобны гадаринцам и те из христианской среды, кто — из опасения потревожить свою совесть избегает читать дома Евангелие и жития святых.

Неужели мы с вами скажем Христу: "иди мимо нас"? Нет, подобно исцеленному бесноватому, мы припадаем к стопам Его, чтобы здравыми рассуждениями, верой и любовью осолять жизнь свою. И да поможет нам Господь сохранить в нас и в детях наших то великое наследие истинной веры и жизни, которые дал нам Сам Господь и которыми должна осоляться жизнь всего мира. Аминь.

Неделя 24-я по Пятидесятнице

(Лук. 8:41-56).

Когда Господь возлежал в доме недавнего сборщика податей, а ныне — Своего новопризванного ап. Матфея, и беседовал с учениками Иоанна Крестителя о посте, подошел к Нему старейшина синагоги — Иаир. У Иаира было великое горе: его единственный ребенок — любимая дочь — умирает. "Приди и возложи на нее руку Твою, и я верю, она будет жива!" — умоляет Иаир.

И вот, направляясь в дом Иаира, на дело любви и милосердия, совершает Господь по пути другое дело милосердия, являя Свое всемогущество. Со всех сторон теснит Его народ, все хотят видеть, что сделает с умирающей отроковицей чудесный Учитель, Которого так высокомерно, в своих зависти и гордыне, осуждают фарисеи. В этой многолюдной толпе — 12 лет от тяжкого недуга страдающая женщина. Не ради любопытства она в этой толпе. Истощив на лечение все свое имущество и не получив никакой пользы, она с усилием пробирается сквозь тесную толпу и, не решаясь по женской стыдливости прямо просить Господа об исцелении болезни, не решаясь даже остановить Господа и коснуться его Пречистой руки, с великой верой и благоговением, незаметным образом прикоснулась к краю одежды Его. Прикоснулась в полной уверенности, что получит исцеление. И эта благая надежда не посрамила ее. Не умом, а простым исстрадавшимся сердцем познала она, что во Христе Иисусе "вся полнота Божества", и прикосновением к Его одежде выразила свою крепкую веру во всемогущество любви Божией — во всемогущество Иисуса Христа. И услышала исцеленная из уст Господа с отеческой любовью ей сказанные слова: "Дерзай дщерь — вера твоя спасла тебя".

Так, в последствии, по вере тень ап. Петра исцеляла болящих, исцелялись больные от прикосновения к убрусам ап. Павла. Так и ныне, по Божией благодати, исцелялись и исцеляются верующие по молитвам о них угодников Божиих, прикасаясь к их мощам, к чудотворным иконам, или — освящая себя св. таинствами. Господь видит веру к Нему в таинствах прикасающихся, к Нему в св. Исповеди и св. Причастии приходящих, и в сердцах их изрекает им: "Дерзай чадо, вера твоя спасет тебя".

Среди народа, теснившегося вокруг Господа, были, несомненно, и другие страждущие разными недугами. Быть может, телом своим, в толпе они были ближе к Врачу Небесному, нежели кровоточивая женщина, но не прикасались они к Нему с той верой, с какой прикоснулась она, и посему оставались неисцеленными. Так бывает и в Церкви Христовой, так и с нами бывает. Многие называют себя христианами, Христовыми по имени, участвуют в таинствах, но... Христа не касаются... Подходят к Нему в своей гордости, в своем тщеславии, в своей самости, подходят без живой, сердечной веры, а посему и не способны принять от Целителя исцеления и силу для жизни духовной. Таинства остаются для них всего лишь обрядом благочестивым, а не очищающей и духовно возрождающей силой.

Этот дивный пример исцеления по вере дает нам Господь, нам — вступающим в дни поста Рождественского, когда готовимся мы всей приходской семьей во св. Исповеди и Причастии к Нему прикоснуться.