Православие и современность. Электронная библиотека

Господь Иисус Христос поучает народ: "Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими". — "Когда приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь как или что отвечать, или говорить; ибо Св. Дух научит вас, что должно говорить"... И вдруг один из слушателей прерывает Его и обращается с просьбой помочь ему в достижении выгодного для него раздела имущества с несговорчивым братом. "Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство".

Такая просьба ясно показала до какой степени этот человек был жалким рабом мира сего. И чтобы показать ненадежность и суетность излишней привязанности к благам мира, Спаситель сказал притчу о богаче, который, получив чрезвычайно большой урожай, не знал что ему делать с этим богатством. Все, что он придумал, — это расширить свои житницы, чтобы тогда в грубом самодовольствии "многие годы" наслаждаться этим богатством. "Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей и веселись!" Он забыл, что самая жизнь человеческая находится в руке Божией, и так как он думал обосновать свое счастье исключительно на богатстве, то и прогремел ему грозный приговор Божий: "безумный! в эту ночь душу твою возьмут от тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?"

Евангельский богач не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства. И что же, богатство заглушило совесть его и совесть его стала бесплодной, он стал безумным.

"Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца", — поучает нас человек большого житейского опыта — царь и псалмопевец Давид. Действительно, дорогие, богатство и благополучие через край часто служат источником искушения для человека. Оно ведет к надменности и самодовольству. Мудрый человек просит у Господа только хлеба насущного, т.е. самого необходимого для жизни, о котором нам заповедано просить в молитве Господней.

В окружающей нас среде мы часто наблюдаем, как человек, достигший полного материального благополучия, теряет простоту, теряет чувство подлинного творческого чистого добра и начинает скользить в полуправде.Бога богатеть" призван каждый из нас. "В Боге богатеющий" не замыкается в своей самости, в эгоизме, он чист сердцем и милосердствует, он благотворит, всегда отзывчив к нуждам братий, милует и взаимно дает.

Господь увещевает нас не предаваться суете мира, чрезмерным заботам о теле, а заботиться более о своем духовном состоянии. Тело есть низшая, составная часть человека. И для удовлетворения потребностей тела нет надобности всецело отдаваться заботам о нем. "В человеке более всего "божественно" то, что он может благотворить", — говорит св. Григорий Богослов. Аминь.

Неделя 27-я по Пятидесятнице

(Лук. 13:10-17).

Об исцелении скорченной женщины, 18 лет страдавшей, слышали мы Евангельское чтение. Дело милосердия, совершенное в субботний день в синагоге, вызвало ропот среди фарисеев, и, вместе с тем, послужило поводом для Спасителя выяснить истинное назначение дня праздника, дня посвященного Богу.

Возроптали фарисеи-формалисты. Полагая, что их благочестивое поведение, которое выражалось в формальном исполнении Моисеева Закона, дает им право на Бога. Фарисеи безмерность Любви Божией втискивали в рамки своей религиозной учености, сводили к своей ограниченной мере. Фарисейские учители разработали относительно субботы сложную и мелочную казуистику. Потому-то и вознегодовал начальник синагоги: "есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний", — гневно сказал он.

Фарисейское отношение к праздникам сурово обличал пророк Исаия. Слушайте слово Господне, — говорил Исаия: "Ваших собраний праздничных не могу терпеть — они беззаконие; праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу их: ваши руки полны крови; омойтесь, очиститесь... перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову..." .

Против ригористического формализма фарисеев восстал и Христос. "Суббота для человека, а не человек для субботы" ... "Сын Человеческий — Господин и субботы", говорил им Христос. "Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана, не надлежало ли освободить от уз в день субботний?" Лицемером назвал Христос начальника синагоги, и долгу милосердия отводит Спаситель первое место.

Чем же является праздник для нас — христиан? Каждый праздник — это день Господень. Еще в Ветхом Завете сказал Господь: "в праздники да будут у вас священные собрания" (слышите? — священные!) ... Смиряйте в те дни души ваши... Никакой работы в те дни не делайте и приносите жертву Богу. Это — постановление вечное (Кн. Левит, гл.23).