Православие и современность. Электронная библиотека

Путь истинный, путь осмысленный, разумный путь жизни в Том, Кто Сам есть Истина и Жизнь. "Аз есть Путь и Истина и Жизнь" — говорит Христос. Во Христе обретаем мы подлинное благо.

Скажите, к чему привел неутомимый труд миллионов — труд в стремлении к "жизни ради жизни" без Христа и вне Бога? Неутомимым трудом, без Христа и вне Бога, создается бессмыслица, создается ад на земле, создана пустыня, в которой от жажды духовной погибают люди. С высоких трибун раздаются призывы к правде и справедливости. К правде и справедливости зовут те, которые отвергли Абсолютный Источник Правды, отсюда и результат плачевный: подавляющее большинство людей не знает — для чего они живут, где добро и где правда.

Жизнь во Христе, дорогие братья и сестры, и есть для всех людей, — всех времен и народов, — общее дело, дело, — не теория, а дело, дело практическое, жизненное, и в основе этого дела — духовное делание над собой каждого из нас, накопление каждым человеком в себе сил добра, любви и правды, и завершается это дело для каждого словами ап. Павла: "теперь живу не я, а живет во мне Христос".

К этому и зовет нас нынешнее Евангельское чтение, призывающее нас "в Бога богатеть".

class="postLine"> "Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие", — говорит Господь, — "избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое", — жил в свете и радости. Аминь.

Неделя 26-я по Пятидесятнице

Господь Иисус Христос поучает народ: "Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими". — "Когда приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь как или что отвечать, или говорить; ибо Св. Дух научит вас, что должно говорить"... И вдруг один из слушателей прерывает Его и обращается с просьбой помочь ему в достижении выгодного для него раздела имущества с несговорчивым братом. "Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство".

Такая просьба ясно показала до какой степени этот человек был жалким рабом мира сего. И чтобы показать ненадежность и суетность излишней привязанности к благам мира, Спаситель сказал притчу о богаче, который, получив чрезвычайно большой урожай, не знал что ему делать с этим богатством. Все, что он придумал, — это расширить свои житницы, чтобы тогда в грубом самодовольствии "многие годы" наслаждаться этим богатством. "Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей и веселись!" Он забыл, что самая жизнь человеческая находится в руке Божией, и так как он думал обосновать свое счастье исключительно на богатстве, то и прогремел ему грозный приговор Божий: "безумный! в эту ночь душу твою возьмут от тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?"

Евангельский богач не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства. И что же, богатство заглушило совесть его и совесть его стала бесплодной, он стал безумным.

"Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца", — поучает нас человек большого житейского опыта — царь и псалмопевец Давид. Действительно, дорогие, богатство и благополучие через край часто служат источником искушения для человека. Оно ведет к надменности и самодовольству. Мудрый человек просит у Господа только хлеба насущного, т.е. самого необходимого для жизни, о котором нам заповедано просить в молитве Господней.

В окружающей нас среде мы часто наблюдаем, как человек, достигший полного материального благополучия, теряет простоту, теряет чувство подлинного творческого чистого добра и начинает скользить в полуправде. "В Бога богатеть" призван каждый из нас. "В Боге богатеющий" не замыкается в своей самости, в эгоизме, он чист сердцем и милосердствует, он благотворит, всегда отзывчив к нуждам братий, милует и взаимно дает.

Господь увещевает нас не предаваться суете мира, чрезмерным заботам о теле, а заботиться более о своем духовном состоянии. Тело есть низшая, составная часть человека. И для удовлетворения потребностей тела нет надобности всецело отдаваться заботам о нем. "В человеке более всего "божественно" то, что он может благотворить", — говорит св. Григорий Богослов. Аминь.