Православие и современность. Электронная библиотека

Люди Божии, чада Авраама, каковыми считали себя вожди иудейские, должны, казалось бы, знать и помнить слова своего пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы". Милостивое сердце знает немощи человеческие и никогда не позволит себе осуждать ближнего, а тем более когда ближний на себя принимает бремя страдающего, прикасается к ранам другого. Завистью руководились в своих отношениях ко Христу книжники Талмуда. Зависть же, как говорит св. Иоанн Златоуст, "превращает человека в диавола, соделывает его лютым демоном".

От этого повествования перейдем к себе самим, посмотрим на нас. Не замечаем ли мы окаменения наших сердец? Не от горя и страданий, нет, а от личной жестокости и неправды, от лицемерия и духовной пустоты — при внешнем сохранении веры.

Чем же можно согреть и одухотворить застывающие сердца? На этот вопрос отвечает нам нынешний праздник Введения во храм Отроковицы Марии. Сама Пречистая как бы говорит нам: войдите во храм и не торопитесь уходить из него. Вашего слуха коснутся дивные слова молитв, ваше сердце согреется от дивных повествований о великих делах Божиих в мире, и раскроется измученная душа ваша для принятия силы Божией, дающей внутреннюю радость и свет. И действительно, дорогие братья и сестры, со вниманием пребывая в храме, участвуя мыслью и сердцем в церковном пении, участвуя в словах священника, человек духовно питается и выходит из храма душевно укрепленным и обновленным.

Пресвятая Отроковица, поставленная на первую ступень храма, дальше Сама поднялась и, водимая рукою Первосвященника, направилась в Горняя — во Святая Святых. Так, в младенчестве, и нас с вами благочестивые родители наши, в таинстве крещения, поставили нас на первую ступеньку духовного восхождения, а дальше — держа направление "во святая святых" — к Горнему Иерусалиму, мы должны сами подниматься. Подниматься, восходить, водимые Христом чрез молитву и святые таинства, и горе тому, кто повернется обратно и час смерти застанет его обращенным вспять, к низу.

В храме мы — чада Христовы и друг другу братья во Христе. В храме мы воспитываемся в преданности Богу, в любви и милосердии, в нем согревается сердце, раскрывается измученная душа человека, — посему и идет в храм, впереди нас, Дева Пречистая и за Собою зовет и детей и их родителей. Аминь.

Неделя 27-я по Пятидесятнице

"Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего, — и возложил на нее руки". И скорченная женщина, 18 лет страдавшая этим недугом, "тотчас же выпрямилась и стала славить Бога". Произошло это в субботу, в синагоге в присутствии множества народа.

Исцеленная женщина прославляет Бога, а начальник синагоги негодует. В возложении Христом рук на страдавшую от тяжкого недуга женщину, он видит нарушение Закона, нарушения покоя субботнего! Лицемером назвал Христос начальника синагоги.

О лицемерии и хочу сказать вам несколько слов. Лицемерие — это тяжкий недуг, который сурово обличал Христос. И среди христиан имеются лицемеры. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры... вожди слепые, оцеживающие комара", но попирающие "важнейшее в законе: суд, милость и веру". Вы "очищаете внешность чаши и блюда... а внутри полны хищения и неправды". Так обличал Христос религиозное лицемерие.

Лицемеры — это те, кто обманывает других с целью завоевать их уважение посредством внешне благочестивых поступков, не сопровождающихся чистотой намерений. Лицемер как будто делает для Бога, во имя Божие; в действительности же, он действует для себя самого: добрыми делами он питает свои самолюбие и тщеславие, а часто и житейский расчет. Старанием "показать себя" лицемер извращает даже такие похвальные и спасительные поступки, как милостыня, молитва и пост. Лицемер подобен театральному

актеру .

Отличительным свойством лицемера является разобщенность сердца и уст. И это постоянное разобщение сердца и уст, приучает лицемера скрывать свое лукавство за невинным видом, за видимостью благочестия. Стремясь "сохранить свое лицо", лицемер умеет выбирать и приспосабливать из св. Писания те предписания, которые ему подходят.

Иисус Христос называет лицемеров слепцами. И действительно, стараясь притворством, — часто неосознанным, так как притворство стало его натурой, — обмануть других, лицемер в конце концов обманывает самого себя и становится слепым в отношении своего личного нравственного и душевного состояния, он становится неспособным видеть и Свет — Христа, просвещающего всякого человека.