Православие и современность. Электронная библиотека

Лицемеры — эти духовные водители народа, о которых много повествуют и пророки и Сам Спаситель, — заменили Закон Божий человеческими преданиями, как бы себя поставив на место Самого Бога. Ослепленные лукавством, они не приняли благости и любви к человеку Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, ссылаясь на закон субботы. Современные лицемеры — театральные актеры, на мировой сцене — это гуманисты и социалисты всех мастей.

И христианина, дорогие мои, на его пути ко Христу подстерегает опасность впасть в лицемерие. И он впадает в этот страшный недуг, когда стремится "себя людям показать", когда оцеживает комара, осуждая других, когда раздвоены в нем уста и сердце. Тот, дорогие мои, кто ищет Бога, кто живет во Христе, тот избегает и похвалы и двоедушия, он живет в простоте сердца и в смиренной вере, каковые и являются отличием детей Божиих. "Где просто, там ангелов со сто", — говорил Оптинский старец Амвросий. Да сохранит же нас Господь от страшного недуга лицемерия и лукавства! Аминь.

Неделя 28-я по Пятидесятнице

(Лук. 17:12-19).

Об исцелении прокаженных повествует сегодняшнее Евангельское чтение.

Направляясь в Иерусалим, при входе в одно селение, донесся до Христа, глухой, жалобный вопль. Это были десять прокаженных, девять израильтян, евреи, и один, евреями презираемый иноплеменник, самарянин.

В обычной обстановке не приняли бы израильтяне в свое общение презренного иноплеменника, а вот ужасный недуг соединил их в одно общество. Заметив идущего Спасителя, они остановились вдали, потому что не смели приблизиться, так как приближение их влекло за собой осквернение, и они были обязаны предостерегать всех приближающихся к ним раздирающими душу криком: "нечист, нечист".

Проказа — эта живая смерть, представляла собой ужасный образ страдания; она разлагала в человеке самые источники крови, обезображивала лицо, медленно заражала и покрывала все тело язвами болезни более ужасной, чем сама смерть.

И едва услышав их вопль: "Иисус Наставник! Помилуй нас!", Христос тотчас же громко сказал им: "пойдите, покажитесь священникам!" При звуке это чудодейственного голоса они почувствовали в себе поток здоровой жизни, очищение крови, заструившейся в их жилах, почувствовали восстановление силы. Поняли они, что посылает Он их к священникам за признанием их исцеленными, просить удостоверения в восстановлении им права общественной жизни.

Достойно внимания, что Христос послал исцеленных к священникам. Ведь Он Сам — один от Троицы — Царь мира и Начальник всего священства. Христос послал прокаженных к священникам, чтобы они рассказали, что получили исцеление от Того, Которого священники и вожди народа не только не хотели признать, но и преследовали и злоумышляли умертвить Его; посылая их к священникам, Христос, вместе с тем, свидетельствует о том, что священство не есть самочинное учреждение, а установлено Самим Богом. Мы знаем, что вожди Израиля обвиняли Христа в том, что Он нарушитель Закона. Вот и показывает Он им, посылая прокаженных к священникам, что пришел Он не нарушить Закон, а исполнить, дает пример исполнения Закона и повиновения Церкви.

Все десятеро, по одному слову Мессии-Христа, получили величайший и драгоценнейший дар, но неизмерима бездна неблагодарности! Девятеро израильтян и не подумали возвратиться к своему Божественному Врачу, чтобы воздать Ему должное благодарение. К их стыду возвратился только презираемый ими "гой" — самарянин; он, припав к ногам Спасителя, благодарил Его, прославляя Бога. Привычно было сердце Христа ко всякой неблагодарности, но тут и оно было возмущено столь бесстыдным и столь чудовищным примером неблагодарности. Чрез Иисуса Бог пришел подать помощь Своему народу, народу Завета, оказать ему милосердие, но ветхий Израиль отверг свою Славу, отверг Христа, своего Царя и Спасителя.

"Не десять ли очистились, где же девять?" — спросил Христос с грустной удивленностью. "Как это они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" Рухнули рассуждения мнящих себя имеющими особое право на Бога, на Его покровительство. "Бог нелицеприятен; во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян. 10:34-35). Исцелив тело язычника-самарянина, Господь исцелил и душу его, любвеобильно сказав ему: "встань, иди; вера твоя спасла тебя".

С пришествием Обетованного, с пришествием Мессии-Христа, на место ветхого Израиля приходит новый Израиль, предвозвещенный пророками. И принадлежность к Израилю Божию определяется отныне не по плоти, ибо "не все те израильтяне, которые от Израиля" (Рим. 9, 6), а праведностью веры (Рим. 9:30-32). Аминь.