Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 29-я по Пятидесятнице

(Лук. 14:16-24).

Слышали мы сегодня Евангельское чтение о званных на вечерю. Один из фарисейских начальников пригласил Иисуса "вкусить хлеба", имея при этом главную цель "наблюдать за Ним". Видя как званные на вечерю, с обычным мелочным честолюбием, опережая друг друга, занимали первые, наиболее почетные места за столом, Спаситель говорит им о необходимости скромности и смирения, отмечает, что расчетливое гостеприимство не имеет никакого нравственного значения, а расчетливая благотворительность есть не что иное, как замаскированное самолюбие и тщеславие.

Один из гостей, желая загладить неприятность впечатления от исходящих из уст Христа наставлений, сказал: "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием". И в ответ на это замечание Христос сказал притчу о званных на вечерю, сказал с целью показать им, что "вкушение хлеба в Царстве Божием" требует условий , которых не захотели бы принять именно те, кто были в полной уверенности, что Царство Божие принадлежит только им.

Некий человек устроил вечерю-пир и разослал множество приглашений, но, когда наступило время вечери, все званные, как бы сговорившись, отказались явиться; каждый сослался на свою занятость — одни заняты были хозяйством, другие — своими личными и семейными делами. Законны были причины отказавшихся прийти на вечерю; их грех и безумие заключались в том, что они временные жизненные заботы превратили в цель всей своей жизни. Тогда, разгневанный на непочтительных и неотзывчивых званных, хозяин послал слугу своего по улицам и переулкам и велел позвать нищих, увечных, слепых. Исполнив волю хозяина, слуга сказал: "еще есть место", и послал его хозяин позвать странников и бесприютных у изгородей и при дорогах.

Слушая эту притчу, пригласивший Христа фарисей и его многочисленные гости понимали, что Христос изобразил в притче их характер, их облик духовный. Нравственное положение притчи было ясно для всех присутствовавших. Преданное миру сердце, всецело поглощенное хозяйственными хлопотами, накоплением богатства или просто чувственностью самодовольной жизни, — несовместимо со стремлением к Царству Небесному. Язычники и обществом отверженные, блудницы и мытари, придорожные рабочие и нищие могут оказаться в Царствии Небесном скорее, чем книжники с их кичливой ученостью и фарисеи со своей показной набожностью.

"Много званных, но мало избранных". Этими словами закончил Христос притчу. Не принадлежностью к тому или иному народу определяется достоинство человека в глазах Божиих. Все мы, дорогие братья и сестры, призваны к участию в славе Божией, но будем ли мы в числе избранных — зависит от нас, ибо достоинство человека и народа в глазах Божиих определяется верой — принятием Мессии-Христа, как Спасителя мира и твоего личнаго Спасителя, — состоянием сердца и степенью волевого усилия к любви к Богу и ближнему. Аминь.

Неделя 29-я по Пятидесятнице

"Много званных, но мало избранных".

"Благодарю Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых", восклицает ап. Павел, призывая нас чистотою и праведностью достигать Царствия Божия. Но вслед за словами Апостола, слышим мы предостерегающий голос Самого Спасителя: "Много званных, но мало избранных"...

Наблюдая антихристианскую настроенность вершителей судеб мира и отход от Христа, как Сына Божия, западных, так называемых, церквей; наблюдая укоренение в сердца молодежи, с самого раннего детства, антихристианских начал, растленных навыков и своеволия; наблюдая внедрение в христианские семьи и общества обычаев, пагубно влияющих на молодежь и по выходе ее из стен школы, — не удивляемся мы словам Спасителя о немногих избранных.

Из школ изгнано Евангелие, как основа воспитания, как фундамент образования личности; не занимает эта священная Книга должного места и в семьях христианских. А современные воспитатели молодежи, в государственных училищах, да и многие родители, это, в большинстве, — убийцы Духа Животворящего в детях своих, сами Христа Бога отрекшиеся и на дно адово влекущие за собой молодежь. Вся система воспитания, жизни и труда, кажется нам, сознательно направлена ныне к тому, чтобы убить Христа в человеке или, хотя бы, отвлечь его внимание от Христа — Бога.