Православие и современность. Электронная библиотека

Во Христе, возлюбленные сестры мои, прославляя в яслях Рожденного, чтит св. Церковь и Родившую Его, восхваляя в песнях и пениях святое материнство. Знаете вы, что рождение Богомладенца является чудом дивным, "бессеменного зачатия рождеством несказанным, безмужнем и безболезненным". Но в нем открывается и истинное человеческое материнство. Пресвятая Дева, это — образ истинного материнства. Она носит во чреве "Носящего вся"; родившегося Младенца повивает Она пеленами; питает Его млеком материнским; охраняет жизнь Его в бегстве в Египет; заботится о Нем в его отроческие годы; при Нем Она в Кане Галилейской, когда, принимая участие в радости человеческой, совершает Он первое чудо; когда же оставил Он Мать Свою ради служения Отцу Своему — для совершения искупительного подвига, — Она хочет видеть Его, и не оставляет Его при крестных страданиях; Она же, вместе с Иосифом Аримафейским, принимает со Креста Тело Сына Своего и, вместе с женами мироносицами, стремится помазать Тело Его.

Как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: "а Мария сохранила слова сии, слагая их в сердце Своем". Это были слова Архангела Гавриила, это были и слова Ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного. Пресвятая Дева стоит в радости материнства, поистине, во главе всего земного материнства. Стоит Она и во главе скорби материнской. Ибо значение слов об оружии, имеющем пройти Ее материнскую душу, и значение слов, вполне ясных, но суровых, Самого Отрока-Сына, в храме обретенного, — "зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?", — вскоре раскрылось во всей суровой действительности... Сын оставил Мать, чтобы отдать Себя Своему служению. И когда возжелала Она, однажды, видеть Его и говорить с Ним, то услышала строгое и неумолимое слово: указав рукою на учеников Своих, сказал Он: "вот матерь моя и братья мои", лишь слово "Жено" слышит Она от Сына Своего в Кане Галилейской и при последнем издыхании Его на Кресте. Сын оставил Матерь Свою на время Своего земного служения. Она не видела ни Его чудотворений, ни преображения во славе, ни Его царственного входа во Иерусалим. Но Она не была удалена от лобного места в стоянии у Креста, видела крестную муку и страшную смерть, от зрелища которой омрачилось солнце и земля потряслась. Материнская скорбь Приснодевы безмерно превышает всякую скорбь материнскую. Неизреченна скорбь Единого Безгрешного, до кровавого пота скорбевшего в Гефсимании о грехе человеческом, неизреченна скорбь и Матери Его о Нем Самом, об Его страданиях. Оружие пронзало сердце Ее при самом рождении Его в убогой скудности пещеры среди животных, когда люди отказали в жилище Сыну Человеческому; Ее сердце страдало и от слов праведного Симеона, и от неистовства кровавого Ирода, от всех трудов, горечей и опасностей, которыми так обильно был усеян путь Христа, ведущий к Голгофе. И, наконец, Голгофа.

Св. Церковь возвещает нам о "плаче Богоматери пред Крестом". Кто измерит страдания Матери от крестных мук Сына Ее, которые Она до конца созерцала? Кто измерит скорбное недоумение, которое придавило Мать, когда умолкли уста Того, о Ком возвещал Гавриил, Кого воспели ангельские хоры в Вифлееме? Мать-Приснодева переживала распятіе бескровное... "Се раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему", рекла Пречистая некогда посетившему Ее с благой вестью Архангелу. И это слово рабы Господней звучит через всю Ее крестоносную жизнь. От Матери воплощенного Слова восхотел Бог жертвы материнской — самозаклания. И жертвенная покорность Богу, готовность и решимость принять все и все для Господа отдать, даже и самое рождение Свое, — вот сила, святость и величие Ее материнства. Ни ропота, ни жалобы, даже слез нет в Ее бесслезном материнском страдании. Она безмолвствует и у Креста, в Ее крестном страдании ясно слышится все тоже "се раба Господня".

Ежегодно, в день "Собора Пресвятой Богородицы", на второй день Рождества, собирает Она всех матерей христианских, собирает не только для прославления подвига святого материнства, но и как бы, на смотр зовет Она в сей день матерей-христианок. Она Мать матерей, Она — слава материнства. И вы, православные матери, скорбным путем идущие и крестом материнства призванные спасаться, к Ней, Владычице, притецыте. Вы приобщились не только радости, но и скорби материнства. Призванные отдать чад ваших для высшего в мире служения, служения Богу и Церкви, разве не стоите вы часто в бессилии перед лицом распинателей и растлителей душ детей ваших? Разве не скорбит и не обливается ли сердце ваше кровью при виде, как, одолеваемые соблазнами, в тину греха, плотского мудрования и сени смертной, погружаются дети ваши, часто вырастающие безвольными в борьбе за чистоту сердца и мысли? Разве не страдаем все мы при виде отсутствия у молодежи стремления к светлым идеалам служения Богу и Родине, при виде роста идолопоклонничества во всем разнообразии его форм, определяемых модами и духом времени, заменяющими ныне в человеке голос совести, этот орган Божия гласа в человеке? Скорбен ныне удел материнства, но и светел и славен он, если вы, матери, не сложили оружия в борьбе за ребенка вашего, пусть, даже, уже взрослого, но всегда, ведь, вашего, родного и любимого. Он — путь материнства — светел, если Свет Христов освещает ваше, матери, сердце, если сами вы бескомпромиссны к окружающему злу, если сами вы не подменили в себе голоса совести желанием жить по моде и следовать духу времени; он светел и закончится участием в славе чад ваших, если, с помощью Богоматери, настойчиво, пресекая капризы, малых и взрослых, детей ваших, будете вести их ко Христу, утверждая их в вере и в любви к молитве и к храму. Крестный-то путь. Но ваш крестный путь утопает в Кресте Богоматери. Она с вами в скорби вашей, Она вам состраждет и, несомненно, осеняет вас Своим небесным благословением. Не одиноки вы в подвиге материнства — с вами Пречистая Дева—Мати. Вверьте ваше сердце материнское Ее покрову, осеняя детей ваших, утром и вечером, в путь шествующих и к работе приступающих, молитвой и крестным знамением.

Поклонимся же в яслях возлегшему Младенцу и Матери Его, призывая Ее благословение и помощь на подвиг вашего материнства. Аминь.

Рождество Христово

Слава Господу, еще и в этом году привел нас Промыслитель поклониться с небес снизошедшей Любви Его к человеку, к нам, дорогие братья и сестры. Чтобы возвысить торжество и радость нашу, учредила Церковь пост перед Рождеством. Пройдя через теснины поста, мы чувствуем себя в день праздника светлого, как бы исходящими на свободу.

Однако, чтобы не забылся кто, веселясь в святые дни и вечера Рождества-Богоявления, чтобы не осквернил кто-либо святости прославляемого события, Церковь вложила в уста наши краткую песнь и этой песнью остепеняет плоть нашу, возвышает дух наш, указывая в этой песне достойный способ прославления праздника. Какая же это песнь? — "Христос рождается, славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви вся земля..."

Прославляют Христа, как с небес снизошедшую Любовь к нам, — дети; прославляют Его — юноши и девы; воспеваем с небес сошедшую Любовь и мы, убеленные сединой и умудренные опытом жизни, отцы и матери.

Дружным хором сердец должны мы славить Его, славить так, чтобы этим славословием усладились сердца наши, чтобы заглушился в них позыв — соблазн следовать за растленным духом века сего.

Дорогие мои, если вы, размышляя о Рождестве Христовом, невольно воскликните из глубины сердец ваших: слава Тебе, Господи, что сошел Ты к нам! Тебя ищущим и по истине и правде тоскующим, — это будет тихая песнь сердца вашего, которая соединит вас с Богом, говорит святитель Феофан Затворник.

Встречаясь, в дни Рождества-Богоявления друг с другом, мы бы должны были приветствовать друг друга словами: "Радуйся, ибо пришел Тот, в общении с Которым мы получаем подлинную свободу, мир душевный, в Ком обретаем мы смысл нашей жизни, наших земных усилий и борьбы. Радуйтесь, дорогие братья и сестры, радуйтесь дорогие детки! — ибо Свет в мир пришел!"

Но знаем мы, что человек, по рукам и ногам связанный плотским мудрованием, почитающий свое греховное состояние природным, не может, не в силах возрадоваться с нами, ибо он в плену у тьмы и мрака, которые являются для него привычным состоянием. Более того — такой человек не терпит от яслей Христовых исходящего света. Об этих жалких людях должны мы непрестанно совершать молитву, да не останутся они "во тьме и сени смертной".