Православие и современность. Электронная библиотека

Когда Апостолы восприняли этот мир Христов, они уже не боялись никаких утрат, угроз, гонений — ибо сознавали и чувствовали, что с ними был Сам Христос — мир наш. И христиане первых веков, именно Христовым миром одушевленные, жили вместе, "как одна душа и одно сердце". С молитвой за врагов и с радостью в сердце шли на страдания мученики и мученицы, — ибо в сердцах их был мир, благодатный мир Христов.

Да и теперь, на нашей, марксистским интернационалом полоненной, Родине, многие, многие наши братья твердо среди гонений держатся Христа, радостно идут в ссылку и на казнь, друг друга поддерживая и друг другу помогая. Разве не слышали мы, как недавние Савлы — гонители и хулители Христа — становятся Павлами, открыто исповедуют Христа — Божия Сына, в виде странников странствуют по весям и городам, ободряя и поддерживая верующих. Кто они — эти странники? Это люди, воспринявшие — с верою во Христа, Сына Божия — мир Христов благодатный, и никакие, самые тяжелые обстоятельства жизни, не в силах нарушить в них этот мир; ни злоба, ни обиды не существуют для воспринявшего мир Христов — ему ни по чем все это — имея в себе мир Христов, он и не чувствует их, они не находят отклика в сердце его, и подходит такой человек ко всем дружелюбно и с лаской. Таким был, недавно бывший среди нас, раб Божий Николай Сергеевич Арсеньев. И если кто скажет, что рядовому человеку невозможно в наше время стяжать мир Христов, он скажет неправду, ибо Христос "вчера, днесь, той же и во веки". Он каждому доступен, как Начальник и Источник мира. Кто со Христом, не словом и пустословием, а делом, жизнью — с тем и Христос.

Какими же средствами получить этот мир благодатный? К твоей вере в Сына Божия и к твоей любви к Нему приложи молитву, совершаемую в сознании твоего пред Богом недостоинства, приложи смирение и спокойствие сердца. Чрез сознание твоего недостоинства, смирение и молитву — вселится в тебя мир Христов, и ничто этот мир не отнимет от тебя, ничто его не смутит, разве лишь немощи телесные, поскольку живем мы в теле смертном.

"Мир Мой даю вам, мир оставляю вам", — сказал и говорит Господь Своим ученикам. Мы с вами — Его ученики. Да даст нам Всевышний мудрость и силы к стяжанию благословенного мира Христова. Аминь.

Неделя по просвещении

(Матф. 4:1-17).

"Сей есть Сын Мой возлюбленный".

Сам Бог Отец засвидетельствовал Своим гласом Израилю, что давно ожидаемый им Мессия пришел в лице Иисуса Христа. А Самому Иисусу этот голос указывал, что настало время начать Ему Свое служение Мессии. И Он, Богочеловек, принял на Себя это величайшее служение, в котором Ему предстояло совершить дело возрождения падшего человечества, выдержать страшную борьбу с темными силами, во власть коих пало человечество. Но прежде чем вступить на великое служение, Христос удаляется в пустыню, чтобы в дали от суетного мира побыть наедине с Богом Отцом, и там совершить тот подвиг, который должен был совершить некогда Адам, но которого он не совершил и тем навлек на все потомство иго тьмы: греха, проклятия и смерти.

В пустыне Иисус был окружен не сладостями земного рая, а мертвыми картинами пустыни и именно здесь человек мог сильнее всего почувствовать, какому тяжкому проклятию подверг он землю своим преступлением. Здесь Христос был со зверями, — говорит евангелист. Этим замечанием он подчеркивает, что звери, в обычном своем состоянии избегающие человека, совершенно иначе отнеслись ко Иисусу, в Котором почувствовали всю первобытную непорочность и доброту человеческой природы, и потому безбоязненно окружали Его, подчиняясь Ему, как некогда подчинялись Адаму в раю.

Подобно тому, как некогда в Эдемском саду диавол подверг искушению невинного, безгрешным созданного человека и погубил его, так и теперь не мог он вынести пребывания в пустыне безгрешного Человека. Он пытается и Его погубить. Но если в Эдемском саду его злобное лукавство восторжествовало, то теперь оно потерпело окончательное посрамление и поражение.

В течение 40 дней Христос "ничего не ел... напоследок взалкал". Этим моментом человеческой немощи и воспользовался искуситель. Его коварная злоба измыслила три формы искушения, которыми особенно затрагиваются слабости человеческой природы, а именно: угождение плоти, самомнение и властолюбие.

Указывая на камни, говорит искуситель Христу: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами"; он рассчитывал затронуть чувственную немощь Иисуса, как затронул ее некогда в первых людях в раю. Но ответ Христа сразу разбил лукавый замысел искусителя: "Не хлебом единым жив будет человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих", — сказал Христос. Этим ответом наносился решительный удар господству плоти в человеке: человек не исключительно плотское существо, а напротив ~ существо, которое всегда может торжествовать над немощами, над слабостями плоти. Этот ответ показал искусителю, с Кем он имеет дело, и он, подделываясь под обнаруженное им во Христе настроение духа и желая возбудить в Нем гордость самомнения, пытается искусить Иисуса на безграничном уповании на Бога. "Берет Его диавол... поставляет на крыле храма и говорит: "если Ты действительно Сын Божий, почему Тебе не броситься с этой высоты вниз; ведь, сказано: "ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею", — этим Ты сразу докажешь всем жителям Иерусалима Свое Божественное достоинство"". Но и это искушение оказалось бессильным пред лицом безгрешного Человека-Иисуса. На все эти излияния лукавой лести Иисус спокойно ответил: "Написано также: не искушай Господа Бога Твоего".

Потерпев неудачу на искушении телесной немощи и духовной гордости, диавол сделал последнюю отчаянную попытку — призраком безграничного самовластия над всеми царствами земли. Возведя Иисуса на высокую гору, он развернул перед Его взором волшебную картину всех царств мира и сказал Ему: "все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне". Диавол знал, что Христу, как Спасителю мира, предстоят страшные искушения уничижения и страданий, пред которыми невольно должно было содрогнуться Его человеческое сердце. И вот он, искуситель, подсказывает, что всего этого можно избежать и стать тем грозным мессией-царем, завоевателем и властелином всего мира, каким и ожидают его вожди и старейшины еврейского народа — все это будет, если Христос поклонится искусителю.