Православие и современность. Электронная библиотека

Как же достиг сей старец той высоты блаженства, что единственный из земнородных сподобился узреть "еже от века сокровенное" и принять в свои объятия, "яко младенца, Господа славы и мира спасение"? На этот вопрос, в кратких словах, отвечает нам Евангелие: "Он был праведный", — в этом слове выражается любовь старца к ближним; и "благочестивый" — в этом слове подчеркивается его любовь к Богу; "чающий утешения Израилева" — в этих словах говорится о его вере в обетованного Мессию-Спасителя.

И еще нечто большее было о старце Симеоне: "И Дух Святый был на нем". "Ему было предсказано Духом Божиим, что он не увидит смерти, пока не узрит Христа Господня". Ожидание этой встречи стало целью жизни старца, пережившего своих современников. В телесной немощи глубокой старости укрепляла его святая вера и надежда на то, что он встретит на земле обетованного Спасителя мира и только тогда закончится его путь земной жизни. Эта вера никогда в нем не колебалась, она в нем возрастала и руководила всеми его мыслями, желаниями и поступками. Этой живой верой Симеон предочистил свое сердце к зрению Бога своими телесными глазами, украсил себя внутренней красотой доброделания, стал праведным и благочестивым и Дух Святый почил на нем. И как все Божие внезапно и дивно, просто и неожиданно открывается в жизни человека, так было и со старцем Симеоном. Он пришел по вдохновению в храм и здесь встретил ожидаемого Мессию. Он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: "Ныне отпущаеши... с миром".

Кто из нас может описать радость и веселье старческой души, когда глаза его узрели Спасителя мира? Ему теперь не страшна смерть — он с миром, без страха и боязни идет навстречу новой, вечной жизни! Что ему бояться смерти, когда он на руках держит Победителя смерти!

Во Христе дорогие, радость старца Симеона может разделить и пережить и каждый из нас. Тот благодатный мир, который посетил душу Богоприимца, не чужд и нам, он близок и нам с вами. Св. Апостол Павел говорит: "Христос есть мир наш", а со Христом и мы с вами имеем теснейшее и неизреченное общение в нашей живой вере, в делах любви, в нашем стремлении к праведности и благочестию, во святом Таинстве Причащения.

К этому великому Таинству, стоя у отверзающихся пред нами врат великого поста и покаяния, готовимся и мы с вами, готовимся всей приходской семьей, воспевая Христа Сына Божия, Который, придя к нам, и ныне "благовествует мир... дальним и близким". К любящему этот мир приходит Господь и обитает в сердце его. Аминь.

К встрече курско-коренной иконы Божией Матери

Вчера и сегодня мы приветствуем в нашем храме Великую Гостью. Она, Пречистая, 11-ть раз посетила преп. Серафима при его земной жизни; сегодня же, в своем чудотворном Образе, пришла в храм его. К нам пришла.

Бессильно время, бессилен в мире действующий враг Христа, умалить восторг всего христианского мира пред святыней Царицы Небесной, Пресвятой Девы. Свыше девятнадцати веков отделяют нас от дней, когда на земле пребывала Пречистая. Но в нас свято хранится и живет желание видеть Ее, Богоматерь. И мы с радостью встретили Гостью нашу, с той же возвышенной радостью, с которой писал о Ней Апостолу Иоанну Богослову св. Игнатий Богоносец: "в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским". "Когда я был приведен пред Лице Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство: передо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я был полон восторга... Нельзя себе представить большего восторга и блаженства, чем то, которое я ощутил при встрече с Богоматерью", — говорит Апостолу Павлу ученик его, св. Дионисий Ареопагит. Именно этими переживаниями исполнились и наши сердца, когда вчера мы встретили в нашем храме Пречистую.

Да, мои дорогие и во Христе любимые братья и сестры, 19-ть с половиной веков прошло с того времени, как Богоматерь оставила землю, но стремление к Ней сердец человеческих не уменьшилось. И наши сердца стремятся к Ней, как к Матери Божией, Царице неба и земли. Мы ясно слышим слова Ее, некогда сказанные Апостолам: "Я с вами". И мы знаем, что Она, всегда видящая Сына Своего и Бога нашего, действительно помогает людям, принимая на Себя их скорби и тяготы. Кто однажды доверил Ей жизнь свою, приобрел в Ней неизменную Заступницу и Помощницу. Тому служит свидетельством вся жизнь преп. Марии Египетской, преп. Серафима Саровского и сонма других во Христе подвизавшихся.

Матерь Божия всегда там, где горе слышится. Она склоняется над исстрадавшейся, теряющей веру, но чистой искренней душой, как некогда склонялась над Сыном Своим — Младенцем. Искренней чуткой душе приносит Она успокоение, и страждущая успокоенная душа, под Ее благодатным воздействием, проникает в тайны иного мира, как это было в жизни преп. Серафима и батюшки о. Иоанна Кронштадтского.

Святая Дева — это таинственная лествица, связующая небо с землею. Она Собою соединяет нас с Богом, будучи благоволением Бога к людям. Мы знаем множество случаев помощи Матери Божией в бедах, скорбях и несчастьях.

Она "взыскание погибших", "всех скорбящих радость", "радость нечаянная". Вот блаженный Андрей, молясь во Влахернском храме, вместе с бывшими там, видит как Богоматерь — стоя над молящимися — осеняет их Своим омофором — молится о них. И вы, мои дорогие, восклицайте Ей: "Дево Пречистая, покрый нас Своим честным омофором". А когда св. Андрей был вознесен в горний мир и, не видя там Богоматери, спросил своего путеводителя — ангела, где же Она, то услышал в ответ: "Ее нет здесь. Она отошла в скорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных"...

"О, Владычице, — восклицаем и мы, — приди и утешь и нас, скорбных и печальных".