Православие и современность. Электронная библиотека

Доступна эта радость и тогда, когда зайдешь ты в храм Божий и в нем увидишь к Богу обращенные лица, заметишь сосредоточенность в молитве и слезы на глазах, и тут поймешь, что пришли сюда люди не напрасно, что принесли они Богу сердца свои, к стопам Спасителя сложили свои скорби и радости, и ты почувствуешь, что все эти люди, искренне пред алтарем предстоящие, уже как бы взошли на гору Господню... И сам проникнешься общим настроением, возгоришься сердцем своим и не захочешь покинуть храм, воскликнешь: как хорошо нам здесь быть!

А когда изнесется из алтаря св. Чаша с возгласом: "Со страхом Божиим и верою приступите!" твоя молитвой умиленная душа с трепетом и с верой ответит: "Верую, Господи, помоги моему неверию!", и просветится Христовым Светом после принятия Святых Таин Тела и Крови Господней.

Да, дорогие мои, сладостно и радостно быть с Богом! И мы не лишены этого, ибо Свет Преображения, Божий Свет не ушел от нас, не ушел с земли. Его надо искать, к нему стремиться надо. И ведет нас к нему чистота сердца и горячая молитва. Искренняя молитва — это великая сила. Каждый христианин, молитвой пламенеющий, становится, к тому же, способен на подвиг, превышающий его силы человеческие.

В житии св. пресвитера муч. Лукиана повествуется о том, что к нему, в темницу, пришли христиане и принесли с собою хлеб и вино. Руки и ноги страдальца за веру Христову были в кандалах, он лежал спиной на острых гвоздях. И увидав хлеб и вино, св. Лукиан воскликнул: "Как хорошо, принесем Жертву Бескровную!" — "Где же престол?" — вопросили пришедшие. — "Да будет живой престол Богу Живому!" — воскликнул мученик и взором указал на грудь свою. И вот в темнице совершили Литургию; в мраке тесной темницы, на острых гвоздях лежащий муч. Лукиан и пришедшие к нему христиане, через горячую молитву, пережили радость Преображения душ своих.

К усердной молитве, к молитве непрестанной, ведущей в радость жизни вечной, зовет нас нынешний праздник.

Чрез молитву мы всегда с Господом и Господь с нами. А пребывающему с Богом ничто не страшно, и в тяжкий час "ныне отпущаеши" он воистину узрит Божественный Свет Христова Лика. Аминь.

Преображение Господне

Пред Своим славным Преображением, Господь говорил ученикам о Его грядущих крестных страданиях, о необходимости и каждому понести крест свой. И вот, чтобы ученики, смущенные словом Господа о Кресте, будучи потом свидетелями Его поругания и страданий, не соблазнились этим уничижением их Учителя и уразумели великую тайну Его вольных, за спасение мира, страданий, Сын Божий-Господь, в дивном Преображении, открывает славу Свою, как Единородного от Отца.

Он взял трех учеников. Петра, дабы уверить в том, что его свидетельство о Христе: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", действительно открыл ему Сам Отец Небесный; взял и Иакова, как имевшего, прежде других апостолов, пострадать за Христа; взял и Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, чтобы он, узрев славу Сына Божия, возгремел: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово".

На дивной горе Фавор, когда в глубине покорного Богу Отцу сердца изречено было Господом: "вот иду исполнить волю Твою, Боже" (Евр. 10:7) — Христос преобразился, "просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как снег", и этот небесный свет блистал как молния и объял души апостолов. И видят они Моисея и Илию, со Христом беседующих. Говорят они о грядущих страданиях Спасителя.

Иудеи часто обвиняли Господа в том, что Он нарушает Закон, данный Моисеем, и в том, что Он богохульствует, называя Себя Сыном Божиим, равным Отцу. Но вот на горе Фавор изобличается, в явлении Моисея и Илии, неправда иудейских книжников и фарисеев. И Илия и Моисей оба таинственно ушли из земной жизни: Илия был взят живым на небо, Моисей умер, но место его погребения покрыто тайной. Чтобы показать, что обвинения книжниками и фарисеями Христа происходит от зависти и на Него не падает, Христос выводит Моисея и Илию: Моисей, который дал Закон, не потерпел бы нарушителя Закона и не стал бы служить ему; и Илия, из ревности о славе Божией, не предстал бы и не повиновался бы Тому, Кто, называя себя Сыном Божиим и равным Отцу, в самом деле не был бы таков. Изобличена неправда отношения к Мессии; на горе Фавор Христос открывает Себя, как Сын Единородный и как Владыка живых и мертвых. "Он повелел небу и низвел Илию, дал мановение земле и воскресил Моисея".

Справедливо говорят нам, что "в славе Преображения была предызображена и слава Воскресения Христова, и та слава, в которой придет Он судить живых и мертвых, и наше будущее преображение при Его втором и страшном пришествии".

Не можем мы представить себе той радости, которую переживали три апостола, "видя своего смиренного Учителя в славе благолепной, беседующего с величайшими пророками, как со своими рабами". "Господи, хорошо нам здесь быть", — восклицают апостолы: как сладостно, желаем всегда пребывать в этой радости, в сиянии Твоего света, но... вот уже прекращается оно, святые пророки разлучаются с Господом и уходят: Моисей — в обители праведников умерших, а Илия — на небо. И когда ап. Петр еще говорил Спасителю, выражая восторг от виденного и переживаемого, "светлое облако осенило их, и послышался голос из облака, голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение: Его послушайте".