Православие и современность. Электронная библиотека

Крест Христов — это жертвенник, на котором была принесена всемирная искупительная Жертва. Крест это свидетель любви Божией к человеку. Крест это видимое выражение нашей веры, веры христианина. Под этим знаменем воины равноап. Константина одержали блестящую победу над гонителями Христа и Его Церкви. Под этим знаменем и мы ведем борьбу за Христа, борьбу против супостатов и против греха, в нас гнездящегося.

В св. Писании говорится, что перед вторым пришествием Сына Божия явится на небе знамение Креста и верующие в Него возрадуются, а отвергающие Крест — восплачутся и возрыдают.

Но почему христиане, почитающие Крест, терпят ныне поражения? Да потому, что забыли свое знамя Крест; нося крест на груди, осквернили его небрежным маханием рукой и топчут в грязь, совершая дела греха, гордыни и злобы. Мы должны высоко поднять знамя победы — Крест Христов — и освятить им всю нашу жизнь. На этом знамени запечатлены слова: любовь — смирение — послушание Творцу и Промыслителю нашему.

Благоговейно осеняя себя крестным знаменем и лобызая Крест, не перестанем воспевать: "Непобедимая, непостижимая и божественная сила Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас". Аминь.

Память святого апостола Андрея Первозванного

Сегодня св. Церковь отмечает память св. ап. Андрея Первозванного. Имя Андрей означает "мужественный", и св. ап. Андрей вполне оправдал свое имя.

Придя в возраст совершенный, он оставил полный изобилия родительский дом и вступил в число учеников Иоанна Крестителя.

Многие израильтяне, ожидая Мессию, представляли Его в виде героя, который освободит свой народ от иноземного ига и создаст непобедимое иудейское царство. В этом смысле и ожидали они от Иоанна Крестителя свидетельства о Мессии. Но, к их разочарованию, Иоанн призывал их к крещению покаяния, к подвигу смирения, к очищению сердца, предуказывая тем, что грядущий Мессия не герой народный, а Искупитель, духовный возродитель человечества, открывающий человечеству утерянный им путь к радости и единству всех в Боге.

И вот Андрей, чуждый законнической фарисейской закваски, услыхав слова Предтечи: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира", сразу последовал за Иисусом, назвал Его Учителем и пробыл у Него целый день. Таким образом, сын рыбака Ионы, Андрей, стал первозванным учеником Сына Божия. Он привлек за собой ко Христу брата своего Симона, которому Иисус дал имя Кифа-Петр.

Но это еще не было окончательное избрание Андрея и Петра. После первой встречи со Христом они вернулись в родное селение и, размышляя о Божественном Учителе, занимались, вместе с отцом, ловлей рыбы на море Галилейском. Проходя, после 40-дневного пребывания в пустыне и искушений от диавола, по берегу моря, Христос учил народ и исцелял больных. В один из этих дней Он вновь увидел Симона-Петра и Андрея, закидывающих сети в море, и сказал им: "Следуйте за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков". Не задумываясь, и Симон-Петр и Андрей оставили сети, оставили отца своего и приняли призыв к всемирному апостольскому служению.

Ап. Андрей, всегда сосредоточенный, самоуглубленный, решительный и смелый, выступает в Евангелиях в особо важных, ответственных случаях.

"Пришел час прославиться Сыну Человеческому... Кто Мне служит, Мне да последует". Слушая эти Христовы слова, Андрей знал, что он, не колеблясь, последует за Божественным Учителем — и в крестном подвиге, и в благовестии. А заповедь Вознесшегося: "Идите, научите в с е народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам", — побудила ап. Андрея пойти с Благой Вестью о Распятом и Воскресшем к тем народам, которые менее других могли надеяться на приход к ним благовестителей.

Ап. Андрей посещает Ефес, сопровождает Приснодеву Марию на гору Афон, проповедует в Малой Азии, в греческих областях Римской Империи, в скифских городах Кавказа, в Грузии, в Херсоне. Посетил он необозримые пространства Великой Скифии — современной южной России, приходит на Киевские высоты, где водрузил св. Животворящий Крест, сказав своим спутникам, что "на сих горах воссияет благодать Божия", и достигает Севера России, где расположится дивный Валаам. Так наша Русская Земля была озарена светом Христовым первозванным Апостолом Андреем, свидетелем всей земной жизни Спасителя нашего, Его Голгофских страданий за род человеческий и Его Воскресения. От ап. Андрея ведет свое начало Христова Церковь на Руси.