Православие и современность. Электронная библиотека

Лицемерие, безмерная гордость и презрение ко всякому, кто не соблюдал всех мелочей правил преданий старцев (Талмуда), — были отличительной чертой фарисеев. Эта безмерная фарисейская гордость ярко обрисована в притче "О мытаре и фарисее".

Мытарь пошел — говорит Господь — в дом свой более оправданным, чем фарисей, мнящий себя вождем и праведником. Христос называет фарисеев лицемерами: "Горе вам книжники, фарисеи, лицемеры", — и слепыми вождями. Они носят лишь личину праведности, скрывающую отсутствие таковой в их душе. Лицемеры, — говорит Господь — хорошо пророчествовал о вас Исаия: народ этот устами чтит Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня.

Вредоносным было фарисейство в ограде Ветхозаветной Церкви, не менее вредоносно оно и в Церкви Новозаветной, в Христовой Церкви. И новозаветным фарисеям свойственны те же черты, которые жестоко бичевал Христос в фарисеях Ветхого Завета. В них нет ни смирения, ни кротости, нет в них любви Христовой к людям. Они любят показать себя людям, ведут себя часто, как театральные актеры, действуя как будто во имя Божие и для славы Церкви Его, в действительности же действуют для себя, в своих интересах, движимые гордыней и честолюбием. Приверженные к букве Закона, но лишенные духа Христова, они сводят жизнь христианина к законническому соблюдению правил, сводят и безмерность любви Божией к своей ограниченной мерке, не замечая, что этим они умаляют христианство.

"Боже, милостив буди мне грешному!" Эта молитва мытаря является начальной и основной молитвой и христианина, ибо христианин живет, мыслит и действует, не по букве Закона, не по преданиям старцев, а по внутреннему побуждению души, по побуждениям в нем голоса Божия, каковым является в нем его совесть, питающаяся живым словом Божиим, молитвой и св. Тайнами. А старцы и подвижники для христианина лишь советники и корректоры на его пути ко Христу.

"Боже, милостив буди мне грешному"! С этой молитвой сердец наших и готовимся мы вступить в отверзающиеся врата св. Четыредесятницы. Аминь.

Неделя о "Блудном сыне"

(Лук. 15:11-32).

"Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь поет взывающи!"

Так, на всех путях своей жизни, исповедуют Отцу Небесному верные чада веру свою, так и мы нашу веру исповедуем.

А современный "блудный сын"? Он полагает свои успехи и силы в своем горделивом уме. Лишенный живой веры, заменивший ее холодным рассуждением, предавшийся велениям плоти, он живет не по учению Христа, он не думает руководствоваться в своей жизни в Евангелии запечатленной волей Отца Небесного — этими вечными и неизменными принципами жизни, этой основой всякого полезного делания и человека и общества. Нет, современный "блудный сын" и других пытается спасать своим умничаньем, лишенными благодати "программами" и обеднениями, создаваемыми на зыбкой почве. Он забывает, что подлинным единством, могущим стать краеугольным камнем личного спасения и общественной пользы, может быть только единство всех в Боге, во Христе.

Кто же суть эти блудные чада, "блудные сыны", в нашей православно-русской среде, и есть ли такие среди нас? С горечью должны сказать: да, есть. Это все те, кто не хочет осознать, что Вера Православная является душой нашего народа, источником его жизненной силы и духовной крепости; это все те, кто безразличен к Церкви Христовой — единому "столпу и утверждению истины", это все те, кто сызмала не утверждает детей своих в вере Христовой и не ведет их за собою в храм, это и те, кто бежит из своей православной среды и покланяется "кумирам иноземным".

Говорить ли нам об ужасных последствиях действий блудных сынов современных? О вреде отступления от Бога, о вреде подмены благой воли Отца Небесного своей волюшкой ярко свидетельствует евангельское повествование о "блудном сыне", а последствия деяний блудных сынов России — перед нами, от них мы содрогаемся.

Чада Церкви Православной, сыны Державной России свернули на глухие тропинки чуждой народной душе мысли; отвергнув здоровую отечественную пищу, они причастились яда , внеся его и в народный организм и... опустела душа российского общества. Лишившись Света и Божией помощи, народный организм погрузился во тьму и страдания. По своей волюшке, подобно евангельскому "блудному сыну", пожить захотелось. Вот и вошел в душу народную дух противления и разделения, ослабивший единый организм, парализуя части его, и утерял он ту силу, которой на протяжении веков было движимо наше Отечество, которой была создана Русь необъятная, как семья многих народов.