Православие и современность. Электронная библиотека

Молодой человек, видимо из хорошей семьи, что видно по его отцу и старшему брату, который как бы слил свою волю с волей отца, ничем его в жизни не огорчая. И вдруг этот младший сын блудным становится. Как это случилось? А вот как, — постепенно. Обеспеченный всем необходимым для жизни, имея перед собою все человеку доступное, он прежде впадает в грех самовлюбленности, затем поддается плотской настроенности, и с этого начинается его отрыв от отца. Он становится самонадеянным, чувственность в нем начинает преобладать над высшими стремлениями души, он становится рабом своей чувственности, рвется к мнимой свободе, фактически вводящей человека в рабство.

Самомнение, плотская настроенность и самонадеянность и привели его к Отцу с требованием: "Отец, я уже совершеннолетний, отдай мне то, что по закону положено мне получить от тебя. В твоих наставлениях я больше не нуждаюсь, хочу жить по моему уму и желанию". Захотел, несчастный, свободы, а попал в унизительное рабство. Это — логический результат своеволия, отрыва от воли родительской: вначале полнота разгула чувственности, а за этим рабство со страшным душевным томлением и унижениями. Таков, дорогие мои, результат своеволия, стремящегося к ложно понимаемой свободе.

В какой-то момент своих страданий, блудный неизбежно осознает свои ошибки, вспомнит Родительские наставления и, если сердце его не ожесточилось в упорстве в грехах, как это часто бывает у своенравных, он вернется в лоно Родительского сердца, вернется со страхом за свое недостоинство, за свое ничтожество перед оскорбленным достоинством Отца. Образ подобного возвращения в доме Отчий дает нам Евангелие о блудном сыне. К счастью, в блудном сыне сохранилась благодарная память об Отце, и это спасло его.

Так вот, дорогие мои, чтобы сохранить ребенка от влияния могущей его развратить улицы и окружающей среды, очень важно и необходимо воспитать в нем чувство благодарности, с которым связано почитание родителей. Ибо тот, кто с детства не научился почитать волю воспитавших и вскормивших его родителей, в ком не заложено глубокое чувство благодарности родителям, как может он быть покорен воле Божией, Господним заповедям? Его быстро увлечет грязный поток уличных рассуждений и настроений, он легко впадет в ложь, обманывая и себя и Бога.

Подводя нас к отверзающимся вратам св. Четыредесятницы, притчей о блудном сыне побуждает нас Господь подумать: не является ли блудным сыном каждый из нас, всегда ли живем мы по воле Божией о нас и не расточаем ли мы Богом нам данных способностей не во славу Божию? Напоминая нам обо всем этом, Церковь зовет нас, чтобы мы проверили нашу жизнь и вернулись на путь Господней воли, помня слова Апостола: "Сія есть воля Божия о вас — святость ваша". Аминь.

О Страшном Суде

(Матф. 25:31-46).

В прошлое воскресенье, в притче о блудном сыне говорил нам Господь о Своем беспримерном человеколюбии к нам. Сегодня же говорит о втором пришествии и о страшном суде. Второму пришествию, говорит Господь, будет предшествовать "скверная дерзость" Антихриста — тягчайшее гонение на веру, и если бы не свел ее Господь на короткое время, "не спаслась бы никакая плоть" (Матф. гл. 24).

К чистой и благочестивой жизни призывает Евангелие нас, ожидающих "дня Господня". И мы, за ап. Павлом повторяющие: "наше жительство на небесах, откуда и ожидаем мы Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа" (Фил. 3:20), — чрез дела благотворения, человеколюбия, любви, милости и сострадания, увенчанные смирением — идем ко Христу и в Нем утверждаемся.

"Бодрствуйте на всякое время и молитесь", — говорит Господь, ибо во втором Его пришествии "восплачутся все племена земные". Племена земные — это те, кто всецело прикован к земле, кто упорствует в неверии и нерадении о своей душе, кто упорствует во всецелой приверженности к земному. "Бог воздаст каждому по делам его", — говорит ап. Павел, — "скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое" (Рим. 2:69). Радостью исполнятся живущие во Христе, а живущие по плоти — стыдом, скорбью и унынием.

Все дал Творец человеку для его возрастания в Добре. Но когда увидит, что по свободному изволению человека Зло снова первенствует, настолько увеличилось, что люди, оставив Христа — Слово Божие, поклонились и подчинились Антихристу, Он снова сойдет на землю, но уже не как долготерпящий, не в унижении, а как Судия, отделяющий неизлечимых от здоровых. Сойдет в великой славе — "сядет Он на престоле славы Своей".

Это было открыто еще и пророку Даниилу, который писал: "вот поставлены престолы, и воссел Ветхий днями.... и видел я как бы Сына Человеческого, идущего на облаках небесных; и когда дошел Он до Ветхого днями... дана Ему всяка власть и честь; тысячи тысяч служили Ему и тьмы стали вокруг Него". Согласно с этим пророчеством Даниила, и Евангелие говорит: "соберутся пред Ним все народы; и отделит Он одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ". И овцами называет Господь праведников: они тихие и кроткие, в своей жизни идут путем, который указан человеку Христом. Козлами называет грешников: они дерзки, немилосердны и беспутны, живут в поклонении идолу, их идол — "природа" и плотское мудрование.

"Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство Небесное, уготованное вам от создания мира", скажет Судья нелицеприятный стоящим по правую сторону. "Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира", — в этих словах выражена изначальная мысль и цель Творца при творении мира. Для достижения этой цели все дано человеку Творцом: и Слово, ставшее плотью, и Его страдания, и очищающие и исцеляющие таинства. "Придите, наследуйте Царство"... "Войдите в радость Господа вашего", ибо вы, как Божии чада, жили по Евангелию: правильно пользовались земным, тленным, мимопреходящим миром.