Православие и современность. Электронная библиотека

А мы, именующие себя православными, являемся ли таковыми? Имеем ли мы подобную им оправдывающую веру, правильно ли мыслим о Боге и веруем ли мы Ему? Ведь, слушая заповеди блаженства, слушая эти ступени лестницы, по которой следует нам ввысь, ко Господу, подниматься: "Блажены нищие духом... яко ваше есть Царство Небесное; блажены плачущие... блажены гонимые правды ради" и "горе богатым, горе смеющимся, горе насыщающимся, горе, когда рекут о вас добро вси человецы", — мы, если не улыбнемся, то скажем в себе: это ныне не жизненно, или же мимо ушей пропускаем слово Господне.

И еще взглянем на себя: Христос обещает нам радость вечной жизни, обещает наследие славы и царства, — и в то же время велит нам распять плоть со страстями и похотями, велит поститься, велит снять рубашку и отдать неимущему; велит жить стесненно и всегда быть готовым предстать пред Судией Нелицеприятным. Скажите, имеем ли мы усердие к выполнению этих повелений Божиих? Будем правдивы, стоя пред Господом: нет в нас усердия, ибо лукавствующим умом, глубоко повергающим наше сердце в тину плотяности, суеты и греха, подорвано в нас доверие Богу; мы просто отклоняем от себя мысли о данных нам Христом обетованиях: это, мол, далеко, а пока что надо жить, — говорит наш ум лукавствующий. При таком состоянии духа не может быть в нас оправдывающей веры, веры — возводящей нас, по степеням добродетелей, в объятия Отчие.

Готовность к закланию Исаака не только выявила исключительной глубины и силы веру Авраама, но и Бога сделала Должником, стала причиной того, что от семени Авраама должен был родиться Христос, чрез Которого благословились все племена земные.

Сказанное об Аврааме следует отнести и к нам. Смирение и послушание воле Господней, целомудрие и жизнь, со всем нашим благополучием, для других, распятие плоти совершаемые нами во исполнение велений Божиих, все это не только выявляет насколько мы православны, насколько мы веруем обетованиям Христовым, но и делает Бога

нашим Должником, должником в даровании нам славы и радости жизни вечной.

"Покажи мне веру от дел твоих" — обращается к нам ап. Иаков, всем образом нашей жизни определяется мера нашей веры и нашей православности. Сегодня Неделя Православия. Все мы призваны к участию в утверждении Правой Веры Христовой в мире сем, в утверждении нашей "верой в Бога" и "верою Богу". Аминь.

Неделя православия

Братья и сестры, непобедимая сила Христова, сила Православия в любви. "Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного послал" на землю. К нам сошедший Мессия Христос, сокрушивши "отца лжи", проложил человеку путь к обновлению человечества. Он сокрушил "человекоубийцу искони" Крестом, и всех, кто желает освободиться от власти диавола — говорит архиеп. Иоанн Шанхайский Господь объединил в одну Семью, в одну Дружину воинов Христовых — по вселенной рассеянных создав для них Крепость — Церковь Свою. Сам Христос стоит во главе этой Крепости, Сам Он невидимо возглавляет всемирную Дружину воинов Своих, поставляя над ними начальников, увенчивая победителей венцами нетления. На твердом, непоколебимом Камне Веры основал Христос эту Крепость духовную, оградил Ее Своими законами и уставами, дал указания для битвы, вручил Своему воинству оружия — из коих главное: любовь, всех со Христом во едино существо связующая.

Жизнь мира — это непрестанное состояние войны. Во все века идет напряженная борьба и эта борьба будет продолжаться, пока не появится на облаках Христос-Победитель, и не поразит обольстителя и всех обольстившихся им. Окончательно победит в этой борьбе Церковь Христова. Не раз силы сатанинские обрушивались грозно на Церковь и, казалось, вот-вот низринут Ее, но силою Божией вновь из пепла поднималась эта Твердыня Божия и снова торжествовала свою победу.

Подвергалась Церковь Христова ужасным гонениям в первые три столетия, подвергается — во всем мире — и сейчас. "Если бы у меня были сотни уст и железная грудь", — пишет современник гонений первых веков, — "то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, которые претерпевали верующие". К концу 3го века были запрещены богослужебные собрания верующих, был издан приказ: отнимать у христиан и сжигать все списки св. Писания, было приказано всех лиц духовного звания заключать в тюрьмы, как политических преступников, было приказано всех, кто обнаружен в принадлежности к христианству, заключать в тюрьмы, требовать от них принесены жертв идолам, в случае же отказа — подвергать жестоким пыткам, и был определен срок для полного уничтожены христианства.

В 20м веке мы своими глазами видим, как некогда бывшее повторяется в более широких масштабах и с большей жестокостью и продуманностью. Кто вдохновители сего? Те же, что и в первых веках — это сатанисты всех мастей. Нас не оставит уверенность в том, что и ныне Божия Твердыня снова восторжествует свою победу, ибо любовь Божия непобедима.

Сегодня, в "Неделю Православия" Церковь прославляет тех, кто увенчан на поле брани славою, и оглашает имена изменников, предателей Истины, обращаясь к нам: "остерегайтесь их; они были среди нас, но они ушли от нас, и ныне они не Христовы". Мы молимся, чтобы отпавшие вернулись к вере истинной, ко Христу в Церковь Его. И верим, что те, кто ушел "на страну далече" по неразумению или заблуждению, кто не ожесточил окончательно сердце свое, вернутся в покинутую Крепость Христову.

Зовет нас ныне Христос; зовет к подражанию подвижникам, увенчанным венцами славы. "Стяжи внутрь мир Свыше, в себя войди, укрепи Царство Божие внутри себя" — в этом задача христианина, братия, в современной обстановке, — в этом та сила Христовых воинов, о которую разбиваются все вражие на нас нападения. Аминь.