Православие и современность. Электронная библиотека

Прославляя вещественный Крест Господень, св. Церковь напоминает нам о внутреннем, духовном кресте. Духовный крест, это — наши скорби, лишения, болезни и несчастия. И попускаются они, чтобы мы стали ближе к Богу, чтобы, чрез эти испытания, нашим смирением и терпением мы причастились ко Кресту Христову. Без креста нет пути в Царство Небесное. И Сам Христос проложил нам этот путь Своим Крестом. "Многим скорбям подобает войти в Царствие Божие, — говорит Господь, — узкая врата и тесный путь, вводящий в жизнь вечную". Тесный это путь, требующий от нас отвержения самого себя, требующий борьбы со своей греховностью.

Праведным сотворил Бог человека. Мы же, рождаясь в грехе, бесконечно скверним себя, забывая, что "мерзок для Бога и один помысел неправедный" (Притч. 15:26), забывая и о том, "что ничто мерзкое и нечистое не войдет в Царствие Небесное" (Ефес. 5:5). А ведь мы все грешны, и очень грешны. Мы живем грехом; хотя и кажется нам, что мы Христовы, мы пропитаны грехом, грехи несем и в храм Божий, стоя в нем на молитве думаем о греховном, грешим и в наших добрых делах, часто совершая их на показ, удовлетворяя ими наше честолюбие и тщеславие.

Быть в Царствии Небесном, означает — быть принятым в общение с Богом и святыми Его. Апостол Любви Иоанн говорит: "наше общение со Отцом и с Сыном Его Иисусом Христом" (1 Ио. 1:3). Значит, чтобы быть в Царствии Небесном, чтобы быть принятым в общение с Богом, необходимо очиститься от скверны. А ведь нелегко очистить сердце от навыков и склонностей греховных. В продолжении всей земной жизни совершаем мы этот внутренний подвиг над собою, ибо грех глубоко врос в наше сердце, стал как бы нашей второй природой.

И самой страшной страстью, одолевающей человека, является гордость, которая находит свое выражение в сознании своего так называемаго достоинства. Гордость это — корень всех страстей наших. И ее одолеть можно только смирением. А вот посмотрите каждый на себя, — вы Христовы чада, к Нему часто в таинствах прибегающие, посмотрите, как быстро вы вспыхиваете, возмущаетесь при малейшем вам замечании от других, вместо того, чтобы ответить на обиду молчанием, вместо того, чтобы со смирением принять несправедливость, помня о том, как милостив к нам Господь, Которого мы непрестанно прогневляем.

Не хочет Бог смерти грешника. Чтобы вразумить его и вывести из-под власти греха, Он допускает испытания, скорби, и болезни — возлагает на нас крест для очищения нас от греховной ржавчины, для нашего исцеления и преображения. И кто несет крест свой, безропотно следуя за Христом, несет с верой и терпением, тот как бы приобщается ко Кресту Христову, к страданиям Христа. И эти наши страдания, переносимые с верой и кротостью, Христос вменяет нам, как Свои страдания, как Свой Крест.

Крест это — наше очищение, наша жизнь и воскресение. Узким, тесным путем шли за Христом все святые, этим путем идет и наш верующий народ православный. Этим путем, не уклоняясь от Христа, идем и мы с вами, прославляя Животворящее Древо, "на нем же Христос руце распростер, возведе нас на первое блаженство". Аминь.

Неделя 3-я Великого поста

"За кого вы меня почитаете", — спросил Мессия учеников Своих. — "Ты Христос, Сын Бога Живаго", — от лица всех апостолов ответил Петр. И "с того времени начал Иисус открывать Своим ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим, что там Он много пострадает от старейшин, от первосвященников и книжников, будет убит и в третий день воскреснет". Но ап. Петр, отозвав Его, начал прекословить Спасителю: "Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобой". Только что исповедавший Христа Сыном Божиим, ап. Петр все еще находился под влиянием фарисейских воззрений о Мессии, не мог он примирить старые национальные воззрения с мыслью о страданиях и смерти Спасителя. "Отойди от Меня, сатана, — сказал Петру Христос, — ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое". Просьба Петра, обращенная к Спасителю была как бы повторением того искушения, с которым когда-то приступил ко Христу в пустыне искуситель: Петр искушает Спасителя страхом предстоящих страданий, чем и уподобился несознательно сатане.

Обличив Петра, Христос подозвал народ с учениками и указал им высший идеал духовной жизни, указал при каком условии человек может следовать за Ним. "Кто хочет идти за Мной, отвергнись Себя, возьми крест свой и следуй за Мной", сказал Христос.

"Возьми крест", — что это значит? "Крест" говорит ап. Павел, "есть распятие плоти со страстями и похотями". Не подумайте, дорогие, что ап. Павел имеет здесь в виду только услаждения и плотские страсти. Он пишет коринфянам: "Поскольку у вас распри, вы еще плотские", живете по плоти. "Откуда у вас распри и вражды, — вопрошает ап. Иаков, — не от вожделений ли ваших, воюющих в плоти?" И стремящийся к первенству, и одержимый жаждой наживы, и одержимый гордостью и тщеславием, и напоказ совершающий добродетели — все это люди плотские, ходящие по плоти. Итак, "распять плоть со страстями и похотями" означает: живи, и внутренне и внешне, по Богу — будь бездействен на все, что неугодно Богу.

Крест Христов — это свидетель любви Божией к человеку. Крест Христов есть и упразднение греха.

"Кто хочет идти за Мной — говорит Христос, — прежде всего "отвергнись себя", и лишь тогда будешь в силах "взять крест свой и следовать за Мной".

Следовать Христу означает — жить по Евангелию, проявляя всякую добродетель и благочестие, и прежде всего добродетель любви к Богу и к человеку. Желающий следовать Христу должен отвергнуть себя: изгнать из своего характера и привычек, из мысли и чувства, все, что удаляет тебя от Христа и уже должен не щадить себя, а если призовет время, должен быть готовым и на смерть ради истины Христова учения.