Православие и современность. Электронная библиотека

Воскрешение Лазаря это — третье воскрешение Христом умершего. Дочь Иаира воскресил Христос тотчас после ее смерти; сына Наинской вдовы, когда его несли на кладбище; в случае же с Лазарем Христос убедительно доказал Свое Божественное всемогущество воскрешением четверодневного мертвеца, которого уже коснулось тление.

"Я есть Воскресение и Жизнь", — говорит и нам Христос — Источник нашего воскресения. И как залог нашего воскресения, мы принимаем с вами святые Тайны Тела и

Крови, по слову Спасителя нашего: "Ядущий Мое Тело и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем".

Сегодня, за шесть дней до Пасхи, мы возносим славу Победителю смерти — Христу. Многие в Вифании, видя воскресшего Лазаря, уверовали во Христа, как Мессию — Спасителя мира, но было немало и таких, упорство душевной тьмы которых не мог победить и Лазарь, возвратившийся из загробной жизни. Душевная тьма! ведь это результат возгордившегося ума в его отпадении от Бога живого. Да не будет сего с нами, вместе с Марфой и Марией восклицающими: "Господи, мы веруем, что Ты Христос, Сын Божий, пришедый в мир". Аминь.

Неделя 6-я Великого поста

(Иоан. 12:1-18).

Два события, воскрешение четверодневного мертвеца — Лазаря и вход Господа в Иерусалим, неотделимы одно от другого в отношении личности Иисуса Христа. В воскрешении Лазаря Христос раскрыл Свое Божественное всемогущество, и пели мы в с вами песнь смерти Победителю, сегодня же, вместе с верными Богу жителями Иерусалима и всей вселенной, восклицаем: "Осанна в вышних" Спасителю мира — Мессии.

После воскрешения Лазаря, когда многие из знатных иудеев уверовали в Него, Спасителю невозможно было оставаться в Иудее — "еще не настал час Его". Он на время удалился в г. Ефраим и там, окруженный только Своими учениками, подготовлял их к великому труду на зреющей жатве мира.

Но вот приближался праздник Пасхи, тот праздник, когда вместе с узаконенными на этот праздник агнцами, должен был заклаcться и Агнец, вземлющий на Себя грехи мира. К этому празднику направил Свои стопы в Иерусалим и Спаситель.

В пути Он, в третий раз, беседует с учениками, с более ясными подробностями о том, что он будет предан первосвященникам и книжникам, что осудят Его на смерть и предадут язычникам; что язычники поругаются над Ним, будут бить Его и Он будет распят, но на третий день воскреснет.

По пути в Иерусалим Христос остановился в любимом селении, в Вифании, где Его с любовью ожидало благочестивое семейство, из мертвых восставший Лазарь с сестрами. За трапезой происходит беседа и эта беседа приводит к признанию Христа Мессией еще нескольких знатных иудеев, которые пришли лично убедиться в совершенном над Лазарем чуде. Во время этой беседы Мария, исполненная благодарности за своего брата, живого свидетеля мессианского всемогущества Христа, почувствовала непреодолимую потребность выразить Христу свою благодарность, свою любовь и благоговение пред Ним. Встав, она взяла вазу, наполненную индийским драгоценным миром, и, тихо подойдя сзади к Спасителю, разбила вазу и полила драгоценное благоухающее миро на главу и ноги Его, вытирая Его ноги локонами своих распущенных волос. На выраженное Иудой негодование, Спаситель ответил: "Оставьте ее, она сделала доброе дело... она сберегла это миро на день Моего погребения".

Слух о том, что в Вифании Христос обратил к вере в Себя еще несколько знатных иудеев, быстро дошел до Синедриона. Злоба врагов возрастала. А Спаситель, зная, что приближается час Его крестных страданий, доселе говоривший о Себе, как об обетованном Мессии, только частным образом, ныне Своим торжественным входом в Иерусалим, открыто заявляет, что Он истинный Мессия и сын Давидов: доселе он вступал во св. Град пешком, теперь Он входит в Иерусалиме сидя на осле, именно так, как не раз вступал в Иерусалим Его предок по плоти — царь Давид.

"Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се царь твой грядет, праведный и спасающий, сидящий на молодом осле", — так взывал еще в 6-м веке до Рождества Христова пророк Захария, в этих словах предсказавший вход Спасителя в Иерусалим и обличавший вождей народных в увлечении обманчивой надеждой на Мессию, как на политического вождя, за что и был ими убит "между храмом и жертвенником".