Православие и современность. Электронная библиотека

"Радуйтесь"! — этот призыв к вечной радости услыхали Жены-Мироносицы из уст Воскресшего Христа (Матф. 28:9), с радостью о Воскресшем вступаем и мы с вами в дивную, светлую, лучезарную неделю святых Жен-Мироносиц.

Православная Церковь чтит семь Жен-Мироносиц, служивших Спасителю, свидетельниц Его жизни, Воскресения и Вознесения. Эти дивные жены, вместе с Апостолами, в день Пятидесятницы приняли Духа Святого и Им первым явился Христос по Воскресении Своем. Вместе с Апостолами, они, Жены-Мироносицы, понесли в мир Благую Весть о Мессии, и их проповедь была проповедью Воскресения.

С началом жестоких гонений на Христа и учеников Его, Апостолы, Жены-Мироносцы и многие уверовавшие во Христа-Мессию члены Иерусалимской общины покинули Палестину и пошли в другия страны.

История свидетельствует нам о том, что, в середине 40-х годов, Мария Магдалина, воскрешенный Господом четверодневный Лазарь, его две сестры — Мария и Марфа, и Мария Клеопова, в сопровождении служанки их Сарры, пересекли на небольшом судне Средиземное море и высадились на берег юга нынешней Франции, около впадения в Средиземное море реки Роны. В устье реки Роны, в пустынной местности, до нашего времени существует селение свв. Марий. В конце 20-х и в 30-ые годы нашего столетия эти места апостольской проповеди св. Жен посетил ученый путешественник, русский историк, и он свидетельствует, что впечатление от посещения этого "селения трех свв. Марий остается сильное, незабываемое, несмотря на то, что нас от времени пребывания в этих местах св. Жен отделяет 19 столетий". Чувствуется, говорит он, особенная благодать, окружающая деревушку.

Св. Марфа, сестра Лазаря, избрала нынешний город Тараскон для своей проповеди и подвигов. Здесь и отошла она в Небесные Обители, отошла к Тому, Которому отдала всю свою жизнь, отошла к Победителю смерти — Христу для вечной радости в Нем. И ныне город Тараскон свято чтит память этой дивной жены.

Лазарь, вынужденный, вместе с сестрами, бежать из Палестины от преследования озверевших распинателей Христа-Мессии, поселился, затем, на острове Крите, где был епископом, и там он скончался. А его вторая сестра, с Марией Магдалиной и Марией Клеоповой, переходя от веси к веси, несла Благую Весть о Воскресшем Победителе ада и смерти по всей Галлии... Именем этих трех Марий и названо селение, о котором мы упомянули.

Св. Мария Магдалина более других Жен-Мироносиц потрудилась во святом деле благовестия. Кроме Галлии, куда она прибыла с Лазарем и его сестрами, св. Мария Магдалина проповедала Христа и во многих других странах. Была она и в Риме, посетила императора Тиверия, которому принесла яйцо, как символ Жизни, омытой Кровью, на Кресте пролитой. Еще в 1928 году — на территории г. Ниццы — можно было посещать грот, в котором молилась равноап. Мария Магдалина, проповедавшая Воскресшего на юге Франции. Сейчас этот грот разрушен — место купил у города враг христианства и выстроил на этом месте богатую виллу. Св. Мария Магдалина скончалась в г. Ефесе, где проживал "Апостол Любви" св. Иоанн, любимый ученик Христов, но впоследствии ее нетленные мощи были перенесены на юг Франции, где во время так наз. "великой французской революции", а затем и в начале 20-го века, подверглись надруганию.

Проповедуя Воскресшего преимущественно на юге Франции, как случилось, что скончалась эта великая женщина в Ефесе? Там, в Ефесе, как бы скрытая от мира, жила при Ап. Иоанне Богослове, нареченном у Креста "сыном" ("Жено, сей сын Твой"), Пречистая Дева-Богоматерь. К Ней-то и приходили Жены-Мироносицы; Ее они, как и другие ученики Апостолов, часто посещали, ибо Пречистая являлась центром всей земной Церкви; и Она, как бы скрытая от мира, через Жен-Мироносиц и учеников Апостольских, просвещала общины христианския.

Прославляя ныне Жен-Мироносиц, мы обращаем взор наш, прежде всего, к Благодатной и Ей восклицаем: "Радуйся, Твой Сын воскресе!"

Женщину-христианку прославляет ныне Церковь. Современный языческий мир стремится к тому, чтобы вытеснить из сердец наших образ Пречистой и Жен-Мироносиц, как идеал женщины и матери. Для этой цели установлен "День матери". Но мы, христиане, прославляем не просто мать-родительницу, ибо и скоты являют в сем мире чада своя, мы прославляем мать, как женщину, которая своим стремлением к Свету и любовью к Истине-Христу, достигает дивной гармонии между чувством и рассудком; ту ЖенщинуМать прославляем мы, Которая и ныне является идеалом женщины. Ни в чем так не нуждается современный мир, как в женщине-супруге и матери, идущей к Свету-Христу, отдающей свое сердце Богу и движимой Христовой волей. Эту женщину прославляет в литературе писатель-поэт, ее любит народ наш, по ней тоскует ребенок, без нее погибает духовно опустевший современный мир.

Прославляя ныне Жен-Мироносиц, вознося молитвы у Престола о женах — супругах и матерях, — мы должны настойчиво молить Воскресшего и Его Пречистую Матерь о том, чтобы любовь к Богу и верность Христу даже до смерти, всегда были содержанием жизни и современной нам женщины-христианки, чтобы любовь к Воскресшему и дар рассудительности были всегдашними двигателями их воли.

После основания, в день Пятидесятницы, Церкви, Жены-Мироносицы, кроме апостольского подвига проповеди Распятого и Воскресшего, взяли на себя и служение страждущим, утешение скорбящих и поддержку сомневающихся в вере. Дивному примеру Небесных Покровительниц да следуют и жены, девы и матери нашего прихода. Аминь.

Неделя 4-ая по Пасхе, о расслабленном