Православие и современность. Электронная библиотека

И если сущность человека забыта современной медициной, если молитва и любовь исключены из нее, и лечат ныне не личность, не человека, к вечности призванного, а разумное животное; если современные врачи, в большинстве, являются более или менее добросовестными ветеринарами, мы с вами, как живые части Тела Христова — Церкви Его, — должны следовать указаниям Церкви и требованиям врачей св. Руси, Богу и человеку служивших. Аминь.

Неделя о самарянке

(Иоан. 4:5-42).

Христос Воскресе!

Вы слышали, дорогие, Евангелие, в котором повествуется о беседе Спасителя с самарянкой.

Ведь иудеи не считали самарян полноценными людьми, относились к самарянам с безграничной ненавистью, и даже отрицали за ними право на воскресение из мертвых.

А тут Сам Христос, Сын Божий беседует с самарянкой! И о чем беседует!? — Он беседует с ней о глубочайшей сущности религии духа. И этой беседой подчеркивает, — вопреки мышлению иудеев, — что самаряне такие же дети единого Отца Небесного, какими были и иудеи.

Это первое, что привлекает внимание наше в нынешнем Евангельском чтении.

Второе: мало того, Христос не гнушается грешницы, находившейся в незаконном сожительстве. И с ней говорит Он о "живой воде" — о силе Божией благодати. Говорит так, что грешная женщина, прикасаясь к этой воде — к благодати Духа Святого, оставляет грешную жизнь и из грешницы становится святой мученицей за Христа с именем Фотины — Светланы.

"Аз есть дверь" — говорит Христос — дверь, ведущая к духовному возрождению. И вот грешница вошла в эту дверь, вводящую в область общения с Богом Истинным, и стала святой.

До Христа, дорогие мои, история не знала полного уважения к женщине. Для Сократа — этого великого и славного мужа древности, — женщина была только служанка; низшими существами считал женщин и Будда, который запрещал своим ученикам даже разговаривать с женщинами. Христос же приносит женщине свободу, Он возносит женщину на должную ей высоту.

И третье, что привлекает наше внимание в нынешнем Евангелии — это слова Спасителя, сказанные самарянке: "Поверь Мне, — наступает время, когда не на горе сей и не

в Иерусалиме будут покланяться Отцу — истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине".

Бог есть д у х , Истина есть Христос. "Аз есть Путь и Истина и Жизнь", — говорит Спаситель. В словах, сказанных самарянке, Господь указывает на то, что Иерусалимский храм закончил свою миссию, закончил роль свою, что пришел конец Ветхого Завета, что наступает новое время — время Нового Завета — время Народа Божия, народа — принявшего Мессию-Христа, народа, в котором все языки, все нации сливаются во Христе в единую семью чад Божиих. Во Христе — в Сыне Божием, в Слове — ставшем плотию — Распятом и Воскресшем. Аминь.

Христос Воскресе!

Неделя о самарянке

Христос Воскресе!

Через Самарию направляется Господь из Иудеи в Галилею. Вы знаете, что иудеи относились к самарянам с безграничной ненавистью, считая самарян народом нечистым и проклятым. Ни один истый иудей не считал для себя позволительным есть ту пищу, которой коснулся самарянин. Иудей мог находиться в дружественных отношениях с язычником, но никогда с самарянином; в иудейских судах свидетельства самарян не принимались, а принять самарянина в свой дом значило навлечь на себя проклятие Божие. Иначе смотрел на самарян, равно как и на всякого человека, не принадлежащего к иудейскому обществу, Спаситель Христос. Во всех Он видел таких же детей Отца Небесного, какими были и иудеи. Об этом и свидетельствует нынешнее Евангельское чтение о самарянке.

Утомленный в пути, Спаситель присел у колодца Иакова, расположенного у восточной подошвы священной горы Гаризим. И вот, когда там Он сидел, пришла по воду одна самарянка. Появление ее было неожиданным, так как обычно женщины ходили за водой вечером и притом целыми группами. Пришедшая не пользовалась среди женщин доброй славой, потому, избегая встречи с другими, пришла за водой в неурочное время.