Православие и современность. Электронная библиотека

Бог есть д у х , Истина есть Христос. "Аз есть Путь и Истина и Жизнь", — говорит Спаситель. В словах, сказанных самарянке, Господь указывает на то, что Иерусалимский храм закончил свою миссию, закончил роль свою, что пришел конец Ветхого Завета, что наступает новое время — время Нового Завета — время Народа Божия, народа — принявшего Мессию-Христа, народа, в котором все языки, все нации сливаются во Христе в единую семью чад Божиих. Во Христе — в Сыне Божием, в Слове — ставшем плотию — Распятом и Воскресшем. Аминь.

Христос Воскресе!

Неделя о самарянке

Христос Воскресе!

Через Самарию направляется Господь из Иудеи в Галилею. Вы знаете, что иудеи относились к самарянам с безграничной ненавистью, считая самарян народом нечистым и проклятым. Ни один истый иудей не считал для себя позволительным есть ту пищу, которой коснулся самарянин. Иудей мог находиться в дружественных отношениях с язычником, но никогда с самарянином; в иудейских судах свидетельства самарян не принимались, а принять самарянина в свой дом значило навлечь на себя проклятие Божие. Иначе смотрел на самарян, равно как и на всякого человека, не принадлежащего к иудейскому обществу, Спаситель Христос. Во всех Он видел таких же детей Отца Небесного, какими были и иудеи. Об этом и свидетельствует нынешнее Евангельское чтение о самарянке.

Утомленный в пути, Спаситель присел у колодца Иакова, расположенного у восточной подошвы священной горы Гаризим. И вот, когда там Он сидел, пришла по воду одна самарянка. Появление ее было неожиданным, так как обычно женщины ходили за водой вечером и притом целыми группами. Пришедшая не пользовалась среди женщин доброй славой, потому, избегая встречи с другими, пришла за водой в неурочное время.

И лишь только она почерпнула воду, Христос обратился к ней с просьбой: "дай Мне пить". — "Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?" — удивленно спросила женщина. — "О, если бы ты знала дар Божий, — сказал Христос удивленной самарянке, — и Кто говорит с тобой, то ты бы сама попросила у Него, и Он дал бы тебе воду живую". — "Вода, которую Я дам, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную".

Пробудив этими словами мысль самарянки к возвышенным предметам, Спаситель, круто прерывая беседу, говорит ей: "Пойди, позови мужа твоего, и приди сюда". Эта просьба болезненно затронула совесть самарянки, и она смущенно отвечает, что нет у нее мужа. "Правду ты сказала, — говорит ей Христос, — тот, которого ты имеешь, не муж тебе". Эти слова как громом поразили женщину: "Господи, вижу, что Ты пророк", — воскликнула она, и в это время озарила ее мысль: не права ли иудейская вера, от которой являются такие пророки, и не воспользоваться ли пред нею стоящим пророком для того, чтобы удалить давний бесконечный спор между иудеями и самарянами, и именно — что следует считать священным местом Палестины — Иерусалим ли, где Соломон построил храм, или гору Гаризим, где по преданию самарян Иисус Навин произносил благословения Закона и где Авраам готовился принести в жертву своего сына?

Мы знаем, что, в споре с самарянами, больше правды было на стороне иудеев, ибо Иерусалим был тем местом, которое избрано Самим Богом для искупительного подвига Мессии-Сына Божия, Богочеловека.

Коснувшись спора между иудеями и самарянами, Спаситель говорит ей, что настанет время и уже настало, когда истинно верующие будут поклоняться Отцу не на горе сей (Гаризим) и не в Иерусалиме, но на всяком месте — "в духе и истине", ибо "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине". Роль Иерусалимского храма для иудеев и горы Гаризим — для самарян, как бы говорит Господь, уже закончена.

Пораженная словами Христа, самарянка отвечает Спасителю: "знаю, что придет Мессия, Христос", вот Он и разрешит спорный вопрос, разрешит все недоумения и откроет Истину. — "Это Я, Который говорит с тобой". Бедной, грешной самарянке Сам Иисус Христос открыл Себя Мессией, Спасителем мира.

Изумленная женщина, забыв свой водонос, поспешила в город рассказать о своей чудесной встрече. И что же? Личная встреча самарян со Христом убедила их, что именно Он есть долгожданный Мессия, Спаситель мира — Христос. А самарянка закончила жизнь свою проповедью о Христе и принятием за Него мученической кончины с именем Фотины — Светланы.

Так более простые и здоровые души самарян, не растворившие веру в политике, оказались более способными принять Мессию, чем гордые души мнивших себя исключительными сынами Авраама и наследниками ему Богом данных обетований. Из этого евангельского повествования следует урок и нам, православным, часто в гордыне своей похваляющимися нашей принадлежностью Истине и похваляющимися своими белыми ризами, пьющими освященную воду Преполовения, но не обладающим внутренним благочестием. Аминь.