Православие и современность. Электронная библиотека

"Вы примете силу, когда Дух Святый сойдет на вас", — сказал Господь Апостолам, восходя на Голгофу. И вот в нынешний праздник реально, за пределами видимого мира, открылись — в сошествии Св. Духа — глубины и величие мира невидимого.

И Савлу гонителю является Распятый и Воскресший Христос. Душа Савла тосковала о Боге Истинном, искала Истину, но помехой ему в этом было, — общее всем иудеям, — заблуждение, а не его собственная воля; его воля была готова Истине поклониться, всего себя Ей отдать; его сердце было открыто для Света Истины, и Свет осиял его: Савл услышал голос Божий, призвавший его в число Апостолов: "Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?" Этот призыв преобразил Савла, ставшего Павлом, и он, вместе со всеми Апостолами, стал причастником высшего знания, "реальность веры вошла в него, как сила, проникающая всю внутреннюю жизнь, и именно этой силой привели Апостолы ко Христу весь мир". Мессия-Христос стал целью и смыслом существования человечества. "Ад, где твоя победа? Воскрес Христос и ты низвержен! Воскрес Христос и жизнь воцарилась", ибо Воскресение Христово и есть явная победа Смысла над бессмыслицей.

Прошли века. Силою Духа Святого широко раскинуло свои могучие ветви великое Древо Церкви Христовой. Если, поначалу, последователями Христа были простые галилеяне, то впоследствии перед Учителем из Назарета склонились величайшие гении человечества. Его Евангелие освящало и освящает путь мысли подлинных носителей Духа, творцов культуры. Христос влил в нравственные раны древнего мира целебный бальзам. Сила Духа Святого, через Христа, вдохнула в человечество новые силы. Евангелие возвысило женщину, провозгласило равноправие народов, осудило жестокость и насилие, способствовало упразднению рабства.

Евангелие явилось опорой человечности и источником просвещения. Но главное, что и поныне дает христианство, это — внутреннее перерождение человека, дает новую жизнь во Христе. Христос, в своем лице, открыл нам Бога, ставшего близким и дорогим человеческому сердцу, и этим сделал Он жизнь человека полной смысла, радости и красоты.

"Воскрес Христос и жизнь воцарилась". Чрез Воскресшего Христа и мы получаем дары Духа Святого. Если бы не воскрес Христос, — говорит один из русских мыслителей, — если бы первосвященники Анна и Каиафа оказались правыми, а Ирод и Понтий Пилат умными, мир оказался бы подлинно бессмыслицей, а жизнь бы стала беспросветным царством зла, обмана и смерти.

Как несокрушимая скала стоит и будет стоять, в бушующем мире, Христом в сей день основанная Церковь. Хотя и кажется подчас, при виде проносящихся над Нею ураганов, при виде внешних и внутренних опасностей, что вот-вот тьма восторжествует над Светом, Христу верные чада Церкви не боятся за Нее. Все это не страшно, хотя и болезненно, для Церкви Христовой; за пределами материального мира открылась нам реальность, глубина и величие мира невидимого, и оттуда мы слышим бодрящий голос Пастыреначальника Христа: "не одолеют Церковь врата ада... Я с вами... Я Свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме". Аминь.

Троица

В первых числах июня, закончив жатву и сбор пшеницы, иудеи готовились к празднику Пятидесятницы: пекли из нового урожая пшеницы хлебы, выбирали из своих стад лучших животных для принесения в жертву. Пятидесятница имела для иудеев почти такое же значение, как и Пасха, и иудеи со всех стран мира стремились на этот день в Иерусалим, чтобы там принести установленную жертву.

В предпраздничные дни, когда непрерывный поток богомольцев наполнял город Иерусалим, осиротевшие Апостолы проводили время в молитве, размышляя о всех великих, страшных и радостных событиях, которых они были свидетелями в годы земной жизни Божественного Учителя. К глубокой сосредоточенности располагало их и ожидание обетованного им Утешителя, Который, по обетованию, облек бы их силою свыше и научил их всему, что еще так смутно сознавали они.

Весь Иерусалим, всю ночь перед Пятидесятницей, проводил в домашней молитве. А с ранним утром несметные толпы направились к храму для установленных жертвоприношений — "агнца без порока" и "козла в жертву за грех".

Особо горячей была молитва Апостолов об этом народе, который все еще служил тени, в то время, когда уже явилась действительность: вели на заклание ягненка или козла, когда бремя мирового греха уже взял на себя Божественный Агнец и совершил спасение мира, быв заклан от этой самой неразумной толпы, не ведавшей того, что она творила. И молитва Апостолов была услышана. В третий час утра, когда они молились, внезапно сделался необыкновенный шум; дом, в котором они находились, потрясся до основ как бы от урагана, соединенного с землетрясением; как бы огненное пламя осветило дом и над каждым из Апостолов почили разделяющиеся огненные языки. Апостолы почувствовали себя как бы вновь рожденными. Мгновенно вспомнилось им все от Господа слышанное ими учение, и каждое слово этого учения как бы жгло их сердца, требуя открытого всенародного исповедания.

Апостолы поняли, что исполнились Духа Святого: неудержимая сила влекла их к проповеди народам Слова Божия.

Они вышли из горницы с глазами, сияющими как молния, и неудержимым потоком полилась их вдохновенная речь о Мессии-Христе, распятом и воскресшем.