Православие и современность. Электронная библиотека

Как огонь жгут слова Апостолов сердца людей; все изумляются, зная в них простых галилеян-рыбаков. "Мужи, братья, что нам делать?" — с воплем отчаяния бросаются к Петру и к другим Апостолам те, которые 50 дней тому назад в безумном неистовстве кричали: "распни, распни Его". "Что нам делать?" "Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа", — сказал им Петр. И в этот первый день крестилось три тысячи человек. А после праздника Пятидесятницы началось быстрое возрастание в мире Христова Общества, Церкви, и отличием этого Христова Общества от окружающего мира было внутреннее возрождение, которое делало их совершенно непохожими на своекорыстных сынов мира сего.

Но среди гула радостных восклицаний, разливавшихся среди народных масс, раздались и насмешливые голоса кощунников, может быть — в оправдание своей слепоты и своего глубокого невежества, а может быть, присущего им разного рода своекорыстия: чувственным, плотским и жестоковыйным людям не понять было того великого, что совершил Христос и что происходило на их глазах в праздник Пятидесятницы.

Дорогие мои братья и сестры! То, что происходило в дни пребывания на земле Христа-Мессии и в день Пятидесятницы, происходит и ныне на наших глазах. И ныне среди о Христе ликующей массы Богу верных, громко раздаются насмешливые голоса легкомыслия и невежества продолжателей дела ветхозаветных книжников и фарисеев, также одержимых корыстолюбием и жаждой власти над миром. Они настолько обнаглели в своем кощунстве на Церковь, что Общество Христианское впало в состояние паралича, им овладели страх и оцепенение.

Слава Господу, тяжелая волна этого ужасного состояния Христова Общества, кажется, проходит. На наших глазах гонимые ученики Христовы — чада Церкви Его — все чаще проявляют апостольский дух бесстрашия, и на угрозы тюрьмой, ссылкой и психушкой, подобно Апостолу Петру, открыто заявляют, что, когда наша обязанность к человеку, и к отрицающей Христа власти, сталкивается с нашей обязанностью к Богу, то мы должны скорее повиноваться Богу.

"Должно повиноваться больше Богу, чем людям", — отвечали Апостолы синедриону, который искал смерти Апостолов, жестоко преследуя и всех уверовавших во Христа.

Это и наша линия поведения, в ней мы проявляем верность Богу и Апостолам, сознавая себя особым обществом, отличным от окружающего мира. Наша сила во Христе, распятом и воскресшем, вознесшемся и паки грядущем. В вере и верности Ему да укрепит нас Дух Святый, снисшедший на Апостолов, для принятия Которого открываем мы с вами сердца и в нарочитый день Пятидесятницы. Аминь.

Троица

Апостолы, после Вознесения Господня, сплотились в одну общину в той горнице, которая служила местом Тайной Вечери. Около них собирались все верующие, вместе с Пресвятой Девой Марией, и все они, сознавая себя особым обществом, единодушно пребывали в молитве. Это было малое стадо, которое сознавало свое ничтожество пред могуществом мира, но сила его была в верности Мессии-Христу, в молитве и надежде на тот великий дар, который они ожидали получить по обетованию своего Учителя.

Но вот настал день Пятидесятницы. Вся площадь Иерусалимского храма как бы стонала от говора разноязычных масс народа, из разных стран пришедшего во св. Град для участия в установленных Законом жертвоприношениях "агнца без порока" и "козла в жертву за грех".

Апостолы, вместе со всеми верующими, возносили в это время молитвы о просвещении всего этого темного народа, пребывавшего во тьме неведения о Божественном Агнце, уже взявшем на Себя бремя мирового греха, Спасителя мира. И когда они молились, внезапно "сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося бурного ветра", до основ потрясая дом, в котором они находились. Не успели Апостолы оправиться от неожиданности этого явления, как последовало новое явление: как бы пламя огненное осветило дом и его разделяющие языки почили на каждом из них. Что это такое? Апостолы знали, что подобные явления происходили на горе Синае в день законодательства. И поняли, что это вознесшийся Учитель дает им новый Закон. Они почувствовали себя как бы вновь рожденными, горячая вера запылала в их сердцах, мгновенно вспомнили они все, что говорил и чему учил их Христос.

Апостолы поняли, что "исполнились Духа Святого и Дух давал им провещавать"; неудержимая сила влекла их из горницы в народное море, чтобы там исповедывать Христа, Распятого и Воскресшего, проповедать Слово Его. Неудержимым потоком лилась из уст их боговдохновенная речь, которой внимали несметные толпы разноязычного народа. Все они слышали проповедь каждый на родном языке. Из чьих же это уст лилось сердца жгущее слово? Из уст недавно невежественных, заброшенных рыбаков-галилеян, одно имя которых звучало презрением. Все изумлялись, говоря друг другу: что это значит? Это был тот великий и таинственный дар, который Небесный Учитель обещал Ученикам Своим перед вознесением. В апостолах действовала Премудрость Божия, облекшая их сверхчеловеческой силой.

"Мужи иудейские! сие да будет вам известно": в том, чему вы являетесь свидетелями — "есть предсказанное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать". "Твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, которого вы распяли", — так закончил ап. Петр свою речь. С воплем отчаяния бросились к Нему многие из тех, кто 50 дней тому назад неистово кричал: распни, распни Его, восклицая ныне: "Мужи, братья, что нам делать?" Петр же сказал им: "Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов". И были эти слова как целительный елей для исстрадавшихся душ.

В тот день крестилось около трех тысяч человек. По окончании праздника Пятидесятницы паломники разнесли весть о виденном ими и слышанном во все концы мира и, таким образом, бросили первые семена учения Христова на еще невозделанную почву язычества. После праздника Пятидесятницы началось возрастание Христианской Церкви — Общества Христова, особенным отличием которого от остального мира было внутреннее возрождение, которое делало это общество непохожим на своекорыстных сынов мира сего. Дух Евангельской любви победил в верующих своекорыстие и разделения, общество верующих выделялось своими добродетелями и своим беспримерным единодушием.