Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя всех святых.

Сегодня земная — воинствующая — Церковь прославляет Церковь Торжествующую, прославляем мы тех, "которых", как говорит ап. Павел, "мир был недостоин... которые верою побеждали царства, творили правду, получили обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, прогоняли полки чужих, испытывали поругания, побои, узы и темницу, были перепиливаемы, подвергались пыткам"...

Нашим почитанием святых не умаляем ли мы величия Божия? О, нет! дорогие братья и сестры, мы во всем следуем учению и наставлениям Христа и Его Апостолов.

Мы почитаем святых, как верных друзей и слуг Божиих. Они явили собой "храм Духа Святого" — "храм Божий" (1 Кор. 6:11-19). Мы почитаем и прославляем их дела и подвиги, совершенные ими во славу Божию, совершенные силою благодати Божией, так что в с я честь, воздаваемая нами святым, относится к Богу. Прославляя святых, мы восклицаем: "Дивен Бог во святых Своих"!

Да и Сам Иисус Христос, подтвердив закон: "Господу Богу покланяйся и Ему единому служи", сказал: "вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедаю вам" (Иоан. 15: 14), и засвидетельствовал пред ними: "кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня" (Матф. 10:40), показывая тем, что честь, воздаваемая слугам верным Его, относится к Нему.

Посему-то, зная, что Христос есть "един (и единственный) посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех" (1 Тим. 2:56), мы прославляем святых и призываем их в молитвах, как имеющих силу ходатайства от Христа.

Начало молитвенного призывания святых видно еще в Ветхозаветной Церкви: царь Давид взывал Богу: "Господи, Боже Авраама, Исаака, Иакова, отцов наших". Христов ап. Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: "много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16). Ап. Петр обещал верующим и после своей кончины не порывать попечения о них (2 Пет. 1:15). А ап. Иоанн Богослов свидетельствует в Апокалипсисе, что святые возносят на небе свои молитвы пред Агнцем Божиим, помня в молитвах о своих духовных чадах в Церкви воинствующей (земной) (Апок. 5:8; 8:34). Имея основанием св. Писание и св. Предание, Церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас пред Богом.

Святые это — великие учителя и духовные вожди человечества. Вы знаете, братья, что когда мы соприкасаемся с великой мыслью или вдохновенными страницами творений великанов духа, у нас сейчас же рождаются собственные светлые мысли, высокие чувства и желания. Ради этого мы должны стремиться входить в живое общение с нашими великими учителями и духовными вождями человечества, которым посвящен нынешний день, и углубляться в изучение их жизни и творений. Для этого в каждом доме должны быть жития святых, их должны читать родители, приучая к тому и детей своих. Чтение житий святых даст, прежде всего, умение хранить меру слова, бережливость речи, и убедит в необходимости избегать появляться в обществе дурных товарищей и подруг; они поймут, что в дурном обществе "легче заразиться чужой болезнью, чем передать ему свое здоровье". Аминь.

Неделя всех святых, в земле Российской просиявших

Мы отмечаем сегодня память всех Святых Земли Российской. В отечественных святцах мы видим людей разнообразных сословий, положений, разного душевного склада и разных дарований. Но одно у них общее — это неутомимая духовная жажда и благородное стремление к полной и истинной свободе. Все они понимали, что свобода достигается чрез познание Истины, открывшейся нам во Христе, и что путь к подлинной свободе лежит чрез освобождение себя от пут зла, чрез создание в себе того высокого строя жизни, который принято называть праведностью и святостью. Ученые святители и некнижные юродивые, святые князья и простые из народа подвижники, крестьяне и рабочие — все они являются олицетворением родной нам русской народности.

"Каждый народ, — писал некогда недоброй памяти Вис. Гр. Белинский, — играет в великом семействе человеческого рода особую, Провидением ему назначенную, роль и вносит в общую сокровищницу свою долю, свой вклад". Особая роль дана и русскому народу. И он, в лице своих святых, в лице лучших представителей мужей Церкви и Государства — неотступно шел к выполнению ему заданной в семье человечества роли. Отсюда всечеловечность русского человека; он и в отдаленном от него иноплеменнике видит брата; отсюда и его сознание, что только в лоне христианства человечество может и должно слиться в одну духовную семью. Эта мысль красной нитью проходит чрез всю историю Православной России, она ярко выражена и в житиях наших святых.

Наши предки приняли христианство не как отвлеченное учение, а как Жизнь, как живое реальное общение с Богом, с миром небесным. В святых Земли Русской дивно сочетаются всецелая отданность Христу-Богу с любовью к народу и Отечеству. Уходя из мира для углубления в молитву, они не бежали от повседневных забот своего Отечества, от нужд народа. Живя в обителях и пустынях, как бы оторвавшись от окружающей действительности, святые Земли Русской стоят, в то же время, в центре жизни своего народа и государства. Они руководят духовной и повседневной жизнью народа, укрепляют и облагораживают семейную жизнь, вносят неоценимый вклад в культуру своего народа, покоряют и завоевывают природу, привлекают к государственности православной и к христианской культуре инородцев, — вся жизнь страны подвигом наших святых освящается, осмысливается и проникается духом Правды Христовой.

Если святые Земли Российской внесли в жизнь своего Отечества столько светлого, положительного, если они вдохновляли государственных мужей к выполнению Богом на Россию возложенной, в семье человечества, роли, ч е м же тогда объяснить, что с 1918 году именно против них и на них поднялась рука новых правителей России, суливших народу радость свободы и счастье? Дорогие мои, этот факт открывает нам глаза на, чуждый русской душе и враждебный христианству, источник, из которого вышла поныне Россией правящая власть, превратившая народ в серую полуголодную массу рабов. "Закулиса", ведущая ныне мировую политику, не могла примириться с тем, что Православная Россия с ее жертвенным народом настойчиво идет по пути, ей Промыслом Божиим начертанному, и обманом, ложью и подлостью, с помощью российских безумцев, в прах повергли великое царство христианское. Стремясь окончательно ввести страну и народ наш в стан сатанократии, она по нынешний день прилагает все усилия к тому, чтобы, вместо этого, вложить в нее иное, чуждое христианству, содержание.