Православие и современность. Электронная библиотека

(Матф. 6:22-33).

"Светильник для тела ест око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно" (Матф. 6:22-23).

Око это ум. Тело — это состав души. Таким образом, когда ум твой прост, чист, не загрязнен, тогда и светло, радостно в душе. Когда же ум твой лукавый, загрязнен — тогда и в душе темно, — говорит святитель Феофан Затворник.

Но что такое ум простой и лукавый? Ум простой тот, который принимает Слово Божие без хитроумия и без колебания входит в Христову Церковь для усыновления себя Богу. Ум же лукавый — это тот ум, который приступает к Слову Божию с лукавством, а в Церковь Христову вступает не как ученик, а как критик и судья, не для того, чтобы поучиться и следовать за Христом, а чтобы порассуждать, собою похвалиться и над Словом Божиим поглумиться. Ум лукавый это тот ум, который и Слово Божие и законы Церкви подводит под свои умствования; он не падет пред Христом ниц с мольбою — "верую, Господи, помоги моему неверию", ибо ум лукавый не ищет умножения данного ему таланта веры, но живет своим греховным "я". О таком человеке с лукавым умом недавно читали мы в местной прессе. Недавно этот человек обратился ко Христу и, о ужас, в им редактируемом журнале, ко дням Крестных Страданий Христа, поместил на Кресте распятого зайца в терновом венце... Этот "новообращенный" тип выявил, таким образом, свое лукавство, свой антихристианский лик.

Человек лукавого ума всегда не тверд в своих мыслях, ибо строит он жизнь свою не на твердом фундаменте веры и верности Христу, а на баснях человеческих, которые обильно ныне сеют в мире сем сатанисты. Ум лукавый всегда изменчив, ибо не имея основания в Боге, как в Абсолютном Авторитете и Источнике Света и Разума, он, под влиянием ветров разных философий, кружковщины и партийной принадлежности, колеблется, как маятник. Всегда в душе его неразбериха, и ходит человек лукавого ума в мире сем ощупью, в потемках, или в тоне наглеца и демагога. Не знает он чистой радости, его веселье обычно напускное, не из глубины оно исходит там, в глубине, у него хаос и мрак.

Человек с лукавым умом обычно упорствует в своем лукавстве. Почему он упорствует? Да, он сознает часто и чувствует, что что-то с ним неладно, что он в рабство попадает, и все же упорствует. Почему? Потому что, во-первых, — одержимый самолюбием и крайней степенью тщеславия, он стесняется "сдать свои позиции", ему кажется, что этим он лицо свое потеряет; во-вторых, — некоторые считают, что вера лишает человека свободы, они привыкли к ложной свободе ума; и в-третьих, — некоторые настолько увлеклись широким путем страстей, своеволия, что боятся и слышать о положительных заповедях, бегут от голоса совести и, сами того не замечая, прилагаются скотом несмысленным. Ум лукавый это — и источник разделений в Церкви Христовой, начало ересей и расколов. Посему-то и говорит нам Христос: "Отымите лукавство от душ ваших". Человек лукавого ума не может быть созидателем прочных основ общества и жизни народа. "Сыне, дай мне сердце твое", — взывает к нам Господь, чистое, от лукавства и лицемерия свободное, чтобы мог ты быть в мире сем Богу соработником. Аминь.

Неделя 3-я по Пятидесятнице

"Если свет, который в тебе — тьма, то какова же тьма",... Не заботьтесь о том, что вам есть и что вам пить"... Ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды его и это все приложится вам", — с этим призывом обращается к нам ныне Господь.

Говоря о христианстве, нынешние народные вожаки утверждают, что христианство развивает в человеке пассивность, а посему — говорят они — христианство нежизненно. И, между прочим, ссылаются на приведенные слова Иисуса Христа.

Они утверждают эту нелепость, быть может, от незнания Евангелия. "От незнания св. Писания великое зло", — говорит св. Иоанн Златоуст. Так утверждают, быть может, от слепоты, а может быть так утверждающие сами суть сыны мрака и тьмы!

Во времена древне-языческие многие полагали, что Истины вовсе нет или, если она и существует, то она недостижима для человека. Ныне же, зная об Истине, против нее ведут войну, злобствуют на Истину, на место Истины — Христа — ставят проповедников лицемерия, лжи и ненависти — Маркса и Ленина, этих исчадий ада. Плоды сего, как в дохристианский период, так и в наше время, одни и те же, а именно: крайняя испорченность и развращенность, а в умственной жизни — убийственные для человека пустота душевная и отчаяние, вражда и бессмыслица.

Но если древний мир распял Христа от незнания Истины, нынешний мир распинает Истину Христа по злобе. Тьма не терпит Света, ибо Свет обнажает пустоту, неприглядность, ее сатанинскую сущность.

Жалкие слепцы! "Если свет, который в тебе — тьма, то какова же тьма", говорит Христос. Посему-то, "имея уши — они не слышат, имея очи — они не видят", и понять не хотят, что в словах: "ищите, прежде всего, Царствия Божия" слышен призыв Христа именно к активности, призыв к труду над собой и над окружающей средой. "Царство Божие внутри вас" — говорит Господь. Ведь, не сказал Христос: ищите только Царствия Божия, а сказал — "ищите прежде всего Царствия Божия". Этот призыв исключает возможность эгоизма, в чем любят попрекать христиан. В этом призыве Христос указывает на то, что жизнь следует строить на духовно и нравственно здоровой основе. И этой основой, этим здоровым фундаментом жизни — личной, семейной, общественной и государственной — и поныне является сам Христос, Его Евангелие, среди многих учений — единственно светоносное и животворное, могущее и ныне обновить все стороны человеческой жизни. Аминь.