Православие и современность. Электронная библиотека

Не сказал Господь: не трудитесь, не заботьтесь! А сказал: ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все необходимое для жизни приложится вам. "Царствие Божие внутри вас", — говорит Господь.

Наставление Господа — "ищите прежде всего Царствия Божия" — это указание на основу основ мышления и делания человеческого, это призыв к активности, к действию — к волевому усилию, прежде всего, над самим собой. "Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его" — иначе говоря: положи основу, фундамент и, затем, на нем начинай строить жизнь твою, семьи твоей и общества.

Святые Земли Российской, память которых отмечали мы в прошлое воскресенье, указывают нам путь к достижению Царства Божия внутри нас. Это путь веры, любви к Богу и верности Христу, побеждающие страх. Это наш с вами путь. Да будет помощником нашим на этом пути Святой, имени Которого ты, христианин, посвящен. Аминь.

Неделя 3-я по Пятидесятнице

В прошлые воскресные дни св. Церковь прославляла Духа Святого и Его плоды, во вселенной явленные, прославляла Бога, "дивного во святых Своих". А сегодня, вместе с ап. Павлом, мы восклицаем: "Оправдавшись верою, и мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа".

Что нужно для спасения человека и всего человечества? Этот вопрос с особой силой был поднят при жизни Апостолов.

Ответ на этот вопрос дает нам священная Книга — Библия — в ее двух частях. Ответ на этот вопрос слышим мы сегодня из уст ап. Павла: для спасения человека и всего человечества н у ж н о оправдание пред Богом. А что такое оправдание? Оправдание — это внутреннее возрождение человека. Оно реально совершается в человеке, в его поступках, в его реакции на происходящее в обществе и в мире, избавляя человека от чрезмерной привязанности к самому себе (Иоан. 7:18), к своей славе и соединяя его в вере с Иисусом Христом.

Ветхий Израиль подчеркивал свое преимущество перед всеми народами, разделяя человечество на чистых и нечистых, видя свое преимущество в том, что ему дан Закон Моисеев. Что такое Закон Моисеев? Это законодательство, которое Ветхий Завет связывает с именем Моисея; это — учение, Богом людям данное, как руководство их поведения, их отношения к Богу и людям. Этим Законом грех определяется и познается, но не снимается им грех. Одним законом спастись нельзя. Ветхозаветный Закон это опекун и "детоводитель ко Христу" (Гал. 3:23-25), и целью Ветхого Закона было — воспитать Израиль так, чтобы он стал сопричастным Божией воле, и подготовить его, а чрез него и все народы, к пришествию и принятию Спасения.

Ко времени пришествия Спасителя, чрез Моисея данный Закон как бы утонул в преданиях старцев (Талмуд). Вместо того, чтобы освободить людей от зла, закон еще больше погружал их во зло, так как дух Закона был вытеснен его обрядовым соблюдением и это, как свидетельствует ап. Павел, не делало иудеев более праведными в сравнении с язычниками (см. посл. Римлянам и Галатам). Обладавшие Законом и искавшие в нем праведности (Рим. 9:31) иудеи оказались такими же грешниками, как и язычники (Рим. 2:17-24; 3:1-20). С пришествием в мир Христа Спасителя отменяется бывшее различие между чистыми (иудеями) и нечистыми (язычниками), так как и первым и вторым открылся путь ко спасению (Деян. гл. 10).

Иисус Христос решительно противился преданию старцев, которого придерживались (и ныне придерживаются) книжники и фарисеи. Христос решительно отклоняет предание старцев именно потому, что оно приводило людей к нарушению Закона и забвению Слова Божия (Мрк. 12:28 и далее). Но к самому Закону Христос относился иначе: Он соблюдает его. Он, прежде всего, приводит различные предписания Закона в правильный порядок, и этот порядок сильно отличается от той иерархии ценностей, которую установили книжники и фарисеи, ради сохранения второстепенного, пренебрегшие главным, именно: справедливостью, милосердием и искренностью (Матф. 23:13-28).

"Древнее прошло, теперь все новое", ибо "во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание"; "кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5; Гал. гл. 6).

С пришествием Христа рушилось основание для прежней похвальбы иудеев — рушилась их уверенность в том, что они оправданы Законом Моисеевым: ныне дан Новый Закон — закон веры во Христа, которым единственно человек оправдывается пред Богом. С пришествием Мессии-Христа, народ Божий перестал быть в подчинении "детоводителю". Христос есть "конец Закона" (Рим. 10:4); Он дает верующим доступ к праведности от веры (Рим. 10:5-13). "Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется". "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком", (Иоан. гл. 10) — говорит Господь. И когда возник вопрос: остается ли в силе, остается ли обязательным для ищущих спасения, для ищущих оправдания пред Богом, Закон иудейский, Апостолы решительно отвергли его, считая бессмысленным принуждать язычников "иудействовать", подчинять их закону иудейскому (Деян. гл. 15; Гал. гл. 2). Роль Закона закончена и, подобно Аврааму, отцу всех верующих, христиане оправдываются верою, независимо от Закона. Вера это — дар Божий. Когда язычники обращались ко Христу, Сам Бог, как свидетельствует книга Деяний Апостолов, "очищал сердца их верою" и, уверовав, язычники получали дар того же Духа Святого, что и верующие иудеи.

Верующий человек всегда помнит слова ап. Иакова: "вера без дел мертва". Его уму и сердцу созвучны слова Спасителя нашего: "ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды его", слышанные в Евангелии нынешнего дня. И он сознает, что христианина обязывает нравственный идеал, данный Христом в заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему, как самому себе, идеал осуществленный земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и ставший для всех "законом Христовым". Аминь.