Творения, том 12, книга 3

5. Чудные дела! Апостол говорил и индус поучался. Еврей говорил и варвар вразумлялся. Благодать вещала и слух воспринимал слово. Готы понимали речь и эфиопляне постигали язык. Персы удивлялись говорящему и народы варварские научались одним языком. Сколько природа образовала народов, настолько благодать богата была языками. Естество огня, будучи разделяемо, приобретает большую силу; богатство благодати подобно источнику света. Сила огня, переходя на другой предмет, нисколько не уменьшается; здесь передача есть умножение. Так благодать, изливаясь, увеличивает течение. От одного светильника возжигаются многие другие и все они являются светящими, при чем сила света не ослабевает. Так и благодать Духа, переходя от одних к другим, исполняет и последних, а равно - и тех, от которых переходит.

Сначала благодать сходит на апостолов и, обнявши их, как крепость, а через них переходя на верующих, всех наполняет; и на этом не останавливается поток благодати. Так сходил огненный язык; каждый ученик принимал множество языков; они поучали присутствующих, исполняя обязанность учителей, и служили предметом удивления; множество слушателей, неодинаковое по своему происхождению, не уменьшалось, так как язык апостольский поучал понятными словами. Под действием прикосновения огня, как бы некоторого погружения в воду, слушая речи (апостолов), познавали вечное учение; вера распространялась, благодать приводила в удивление, Бог познавался.

6. Но иудей смеялся; чудо приписывал опьянению; таинство благодати называл делом сладкого вина: "вином, - говорит, - исполнены суть"(Деян. 2:13). О, закоренелое иудейское жестокосердие! Подумай, иудей, о времени и удержи клевещущий язык. Когда бывает сладкое вино? Когда проходит лето. А во время весны бывает разве сладкое вино? Вспомни время года и обуздай язык. Что же Петр, первенствующий Духом и исполненный благодати? Исполненный огня, он обращает свой язык на защиту языков. "они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное у пророка Иоиля[8]: излию от Духа Моего море благодати[9]". (Деян. 2:15-17). Пророк благовествует: "излию, говорит, от Духа Моего". Но не остановился ли (на этом) поток благодати? Не был ли этот дар назначен только иудеям? Нет. "Излию, говорит, на всякую плоть". Зная пророчество, смотрите на исполнение. Язык Духа превосходит пророческий язык. Будем же просить о ниспослании нам хотя капли этой благодати, чтобы, сохраняя в памяти чудеса, насладиться плодами благодати. Легко дается дар, если находит расположение. Сам Бог совершает все во всем. Ему слава и держава в бесконечные веки веков. Аминь.

[1] Ουκ εασω вместо ουκ αφησω в других списках новозаветного текста.

[2] Αποστέλλει вместо δώσει.

[3] αρτι=ныне отсутствует.

[4] ο Παρακλητος вм. εκεινος=он

[5] То есть, между Пасхой и Пятидесятницей.

[6] То есть, вознесен на крест страждущий Христос.

[7] В издании Миня текст здесь не полон.

[8] Παρα του προφητου Ιωηλ вместо: δια του προφητου Ιωηλ, как читается в других списках.

[9] Πελαγος χαρισματον. В синодальном переводе нет этих слов.

БЕСЕДА 2.

Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, о покаянии ниневитян.