St. Ephraim the Syrian. Creation. Volume 2

Ты строишь все на умозаключениях, а я представлю во свидетельство дела апостола. Докажу тебе, что утверждаемое тобою клевета на апостола, и побужду покаяться. Что говорит он Галатам, отступившим от веры? Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). Поелику рождены они были с болезнями для Павла, то есть искушениями и скорбями, то и сказал посему: паки болезную, потому что были уже крещены о Христе. Если же не отверг целой во граде церкви мужей, прежде верных, но отступивших от веры, а креститься двукратно или многократно запрещал, то ужели некрещеным сказав: Течасте добре (Гал. 5:7); кто вы прельстил есть не покоритися истине? (Гал. 3:1). Ужели некрещеным так же сказал: Толика пострадаете туне? Аще точию и туне (Гал. 3:4). Ужели некрещеным сказал: Подаяй убо вам Духа Святаго и действуяй силы в вас, от дел ли закона, или от слуха веры? (Гал. 3:5). А если апостол и принадлежащим к клиру не возбранял покаяние, то как утверждаешь, что после крещения нет покаяния?

Давид говорит: Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс. 50:13); как же не имеют покаяния согрешающие по принятии благодати Святаго Духа? Он был пророк, но, согрешив, покаялся, и Бог простил ему, а мне, законно кающемуся, не простит? Давид говорит: Воздаждь ми радость спасения Твоего (Пс. 50:14), потому что по совершении им прелюбодеяния радость была у него отнята и возвращена покаявшемуся, так как и после сего, до самой смерти, Давид пророчествовал.

Апостол Петр, после того как поставлен был в апостола, совершил силы и знамения благодатию Святого Духа и крестил в Иерусалиме, отрекается от Христа и, покаявшись, не отвержен, потому что плакася горько (Мф. 26:75), но сподобился сладостной благодати. Христос простил ему, потому что не может прощать человек, как скоро согрешит кто против Бога. Соблазнился Петр настоящим мнением своим о Христе и не от Бога отрицается он, а напротив того, соблазн креста имеет оправданием мнение его о Христе. Потому и Христос как Бог, непроизвольно отрекшемуся скоро прощает. Христос и прежде креста был Бог, но Божество сокрыто было от всех живущих на земле. Петр не видел невидимого; увлеченный же видимым теперь поползнулся, однако же, покаявшись, принят.

Петрово отречение не обращай для себя в повод к небрежению. Он увлекся за другими, а ты безмятежно должен хранить веру, как утвержденный долговременным учением. Он скоро приобрел Христа и сподобился прощения. А ты не знаешь ещё, отпустит ли Он тебе грех или нет, ибо сего люди не могут прощать, хотя бы то были Ной, или Иов, или Даниил. Петра извиняет крайность, но гибель угрожает совращающимся без крайности. Ибо день Господень тма, а не свет (Ам. 5:20).

Итак, есть, человек, покаяние, потому что нет ничего невозможного для Бога. Нет покаяния для тех, которые торгуют покаянием. Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния. О таковых и сказано, что покаяние не имеет для них силы, потому что думают, будто бы Богу приятны ругатели. Кто небрежет о Боге, чтобы благоугодить Богу, тому нет покаяния. Кто знает, что зло пагубно, и не перестает делать оное, тот не прощен будет по смерти, потому что служил греху. На суде нет покаяния, потому что дело Судии не прощать, но произносить суд о поступках, в которых признаются. На суде последует определение; и как возможно приносить покаяние в воскресение? Если бы воскресли мы для чадородия и устройства жизни, то была бы надежда на покаяние, потому что жизнь опять была бы училищем, и в нашей власти состояли бы и свободное произволение и разум. Никто не видывал, чтобы пред судиею стоял разбойник без уз, а прелюбодей и расхититель гробов ходил спокойно. Так и для нас на суде будут узами обличение, стражею — предстояние с подсудимыми, порабощением — совесть и стремление произволения, приводимо в бездействие исследованием Судии.

Не проповедую покаяния, чтобы не стать тебе небрежным, но и не отвергаю его, чтобы не впасть тебе в отчаяние. Не говорю: «Будь теперь небрежен, тогда покаешься». Не учу грешить во время жизни и приносить покаяние на суде. И Пророк сказал, что нет исповедания во аде (Пс. 6:6). И после крещения, согрешив, можно нам покаяться, но не должно быть небрежными, понадеявшись на покаяние. Если тот имеет на себе грех, кто зная, что хорошо, не делает сего, то кольми паче грешит, кто зная, что худо, делает это?

Если же покаяние — прекрасное дело, то отметающий оное делает худо, и само покаяние вознегодует на него, зачем думал, будто бы оно боится худого, так что не в состоянии и помочь человеку. А если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что знал ты, как оно хорошо, и предпочел ему грех. Покаяние проповедует оставление грехов, но не терпит, чтобы пренебрегали им. С обращающимися оно неразлучно, и отвращается от пребывающих во грехе. Послушай, что говорит Бог: нечестивый, пришед во глубину зол, нерадит (Притч. 18:3); почему возопиют, — говорит ещё, — и не имам услышати их (Зах. 7:13).

Говоришь, что нет покаяния после крещения; а как же евангелист Иоанн сказал, что Христа ходатая имамы ко Отцу… и Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира? (1 Ин. 2:1–2). И себя включил здесь святой, желая показать, что покаяние простирается и на согрешивших по принятии даже столь обильной и высокой благодати, какую имел святейший евангелист Иоанн. Говоришь, что нет покаяния после крещения? Злой ты раб, зарывший талант свой в землю, потому что не проповедал покаяния, чтобы слово приобрело себе души грешников для избавления от осуждения и для спасения. Итак, знай, что нечестиво не верить покаянию.

С таланта начали мы слово, талантом и заключим, во много крат приумножая Богу спасение наше, да в воскресение приимет Он нас по милости, щедротам и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Поучение о безмолвии

Приобретите, братия, безмолвие, как крепкую стену. Безмолвие поставляет тебя выше страстей. Ты ведешь брань сверху, а страсть — снизу. Приобрети безмолвие в страхе Божием, — и не повредят тебе все стрелы вражии. Безмолвие в соединении с страхом Божиим есть огненная колесница, на небо возносящая того, кто приобрел оное. Да убедит тебя в сем пророк Илия, который возлюбил безмолвие и страх Божий и восхищен на небо. О, безмолвие — преспеяние монаха! О, безмолвие — небесная лествица! О, безмолвие — путь в Царство Небесное! О, безмолвие — зеркало грехов, показывающее человеку прегрешения его! О, безмолвие, не удерживающее слез! О, безмолвие, порождающее кротость! О, безмолвие, сожительствующее со смиренномудрием! О, безмолвие, вводящее человека в мирное состояние! О, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим! О, безмолвие — озаритель ума! О, безмолвие — испытатель помыслов! О, безмолвие — сотрудник рассудка! О, безмолвие, порождающее все доброе. О, безмолвие — утверждение поста! О, безмолвие — преграда чревоугодию! О, безмолвие — упражнение в молитве и чтении! О, безмолвие — тишина помыслов! О, безмолвие — покойная пристань! О, безмолвие — неозабоченность души! О, безмолвие — веселие души и сердца! О, безмолвие — истребление безрассудства! О, безмолвие — враг бесстыдства! О, безмолвие — матерь благоговения! О, безмолвие — узилище страстей! О, безмолвие — сотрудник во всякой добродетели! О, безмолвие, приводящее к нестяжательности! О, безмолвие — благое иго и легкое бремя, успокаивающее носящих тебя! О, безмолвие — поле Христово, плодоносящее добрые плоды! О, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, — стена и ограждение желающим подвизаться ради Царствия Небесного!

Да, брат, приобрети себе благую часть, которую избрала Мария, яже не отнимется от нея (Лк. 10:42). Видишь ли, брат, каково безмолвие? Сам Господь похваляет того, кто приобрел оное. Приобрети себе безмолвие, возлюбленный брат мой, насладися Господеви Твоему (Пс. 36:4), сидя при ногах Его, и прилепившись к Нему Единому, чтобы и ты мог сказать с дерзновением: Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя, Сего ради, яко от тука и масти да исполнится душа моя (Пс. 62:9, 6). Да, брат мой, приобрети себе безмолвие, сладчайшее меда. Ибо лучше кусок хлеба с солью в безмолвии и неозабоченности, нежели предложение дорогих яств среди искушений и забот. Послушай Того, Кто говорит: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Господь желает упокоить тебя от попечений, от раздражительности, от искушений и скорбей века сего; Он хочет, чтобы не озабочен ты был египетским плинфоделанием (изготовлением кирпичей); хочет вести тебя в пустыню, то есть в безмолвие, чтобы освещать пути твои столпом облачным, чтобы напитать тебя манною, разумею же хлеб безмолвия и неозабоченности, и чтобы наследовал ты землю обетования. Да, возлюбленный, приобрети себе безмолвие, возлюби его, да насладишися на пути свидений Божиих, яко о всяком богатстве (Пс. 118:4). Да, брат, приобрети безмолвие вместе со страхом Божиим — и Бог мира будет с тобою. Ему слава во веки веков! Аминь.

Умоляю вас, братия, возлюбленные Господом, постарайтесь каждодневно иметь сие в памяти, разумею же веру, любовь, смирение, подкрепление себя всегдашними молитвами к Богу, всегдашним поучением в Божественных Писаниях и безмолвием. Если все это есть и избыточествует в вас, то не будете недеятельными и бесплодными в познании Господа нашего Иисуса Христа. Монах, который не приобрел сего и нерадит о своем спасении, есть смежающий очи слепец, забывший прежние свои грехи, и случися ему истинная притча: пес возвращься на свою блевотину, и: свиния, омывшися, в кал тинный (2 Пет. 2:22). Отбегшим бо скверн мира познанием Господа… нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшимся… быша им последняя горша первых. Лучше бо бе им не познати пути истины, нежели познавшым, паки возвратитися вспять (2 Пет. 2:20–21). Итак, возлюбленные и верные рабы, избранные воины Христовы, монахи, восприимем сказанное сердцем своим во всеоружие, каждый день, без опущения, содержа сие в памяти, чтобы в состоянии нам быть, подвигом добрым подвизаться и попрать всю силу вражию, и избавиться от гнева, грядущего на сынов непокоривых, обрести же милость и благодать в страшный день пред Судиею Праведным, воздающим каждому по делам его. Ему слава во веки веков! Аминь.