St. Ephraim the Syrian of Creation. Volume 1

Если ты и сведущ, не отвергай наставления мужей святых, потому что и это есть плод знания.

Унизительно монаху входить в общение с каким-нибудь скопищем людей; наградой за это бывают печаль и раскаяние.

Написано: Похваляемым праведным, возвеселятся людие (Притч. 29:2); имя же нечестивых угасает (Притч. 10:7). Да хвалит тя искренний, а не твоя уста, чуждый, а не твои устне (Притч. 27:2). Искушение сребру и злату раздежение (огненное испытание); и человек искушается усты хвалящих его (Притч. 27:21).

Хранит закон сын разумный, а иже пасет несытость, безчестит отца своего (Притч. 28:7).

Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, — и обретешь благодать у Господа.

Написано: Иже не срамляется лица праведных, не благ: таковый за укрух хлеба продаст мужа (Притч. 28:21). Еще написано: Блажен муж, иже боится всех за благоговение, а жестосердый впадает во злая (Притч. 28:14).

Мужу любящу премудрость, веселится отец его: а иже пасет любодейцы, погубит богатство (Притч. 29:3).

Лучше быть рачительно пасомым, нежели пасти нерачительно. Лучше учиться рачительно, нежели учить и делать, как не должно.

Кто вразумляет сам себя, тот вразумляет и другого; кто учит себя, тот учит ближнего.

Не обременяй брата своего, ибо если и на скота своего возложишь груз не по силам, встанет он на половине пути.

Во всем, что ни встретится с тобой, веди себя умно и помни, что от Бога подана тебе помощь.

Не склоняй слуха своего к речам срамным, чтобы не осквернился ум твой. Якоже… неполезен… дым очима (Притч. 25:20), так и срамное слово вредно душе.

Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты!» Ибо знаем сказавшего: мудрование плотское вражда на Бога (Рим. 8:7).

Нет мудрости, нет благоразумия, где нет страха Божия, ибо полнота премудрости — бояться Господа.

Написано: Свет праведным всегда, свет же нечестивых угасает (Притч. 13:9). Древо бо жизни желание праведного (Притч. 13:12); ненавидяй же обличения безумен (Притч. 12:1). От многословия не избежиши греха: щадя же устне, разумен будет (Притч. 10:19). Мысли праведных судьбы; управляют же нечестивии лести (Помышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство) (Притч. 12:5).

Кто предваряет честью ближнего, тот обретет честь, а кто не уважает лица брата своего, тот вразумлен будет затруднительностью своего положения.

Если вкушаешь пищу вместе с братиями, то по правилу заноси руку к блюду; ибо горлица и ластовица селная, врабие (воробьи) сохраниша времена входов своих (Иер. 8:7).

Заноси руку, и не будь юн потому, что другие моложе тебя. А ты, возлюбленный, целый день проведя в посте, в одну минуту приходишь в смятение!

Приятна тебе праздность, но горек конец её. Изнемогаешь, работая, но возвеселишься впоследствии.

Написано: Мерзость Господеви устне лживы: творяй же верно приятен Ему (Притч. 12:22). Кто плодит слова свои, тот сделается мерзким; а кто воздерживает уста свои, тот будет любим.

Если видишь, что нерадивый человек обратился к добродетели, не ослабевай помыслом, но тем более мужайся, и во время искушения подвизайся в большей мере.