St. Ephraim the Syrian of Creation. Volume 1

Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение.

Моли Господа, и проливай слезы перед Его благостью, тогда памятозлобие не водворится в душе твоей, и молитва твоя будет яко кадило (Пс. 140:2) пред Ним.

Написано: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16:5): предыдет же смиренным слава (Притч. 15:33).

Еще написано: Вины ищет муж: хотя отлучитися от другов, на всяко же время поносимь будет (Притч. 18:1). Так и монах, удаляющийся из обители, винит настоятеля и братию.

Написано: Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада (Притч. 14:12). И ещё говорит: Путий своих насытится дерзосердый, от размышлений же своих муж благ (Притч. 14:14).

Будем утешать друг друга, возлюбленные; будем служить друг другу, поучать друг друга страху Господню, пока не войдем в пристань жизни.

Монах чревоугодник будет заботиться о многом, а воздержный подобен серне в поле.

Что рыбам — вода, то монаху — безмолвие в смиренномудрии и любви.

Путевый запас монаху — благоговение в страхе Божием.

Страх Господень — пробное золото; кто приобрел его, тот не будет оставлен.

Враги стараются мысль твою, монах, занять слухом о плотских родителях, но преизобильны будут и радость, и утешение твое в Царстве Небесном, если в терпении до конца поработаешь Господу.

Кто хочет жить мирно на всяком месте, тот пусть ищет не собственного своего успокоения, но успокоения других о Господе, и найдет успокоение себе. А сварливый и злонравный никогда не успокоится.

Пока не пренебрежет кто страхом Божиим, дотоле он не согрешит. Хочешь ли не грешить? Храни страх Божий.

А грех представляй себе подобным высоким горам, или взволнованной поверхности моря, или огненному пламени, который пожирает ввергаемых в него. Ибо враг старается уменьшить грех в глазах твоих, пока не впадешь в него.

Не имей желания грешить и, в извинение свое, не указывай на отца своего, потому что Самуил жил у Илия, а Гиезий у Елисея.

Тебя поставили пастырем? Не вводи в свою паству губительных волков, чтобы не опустошили они паствы твоей, и когда придет Архипастырь, неприятно будет Ему это.

Удаляй от овец всякую вредную для них вещь, и не будешь назван лукавым делателем.

Посреде братий старейшина их честен, и боящийся Господа пред очима Его (Сир. 10:24).

Прежде начала дела представляй себе конец его, и прежде ссоры вини в ней сатану. Ибо написано, что рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1 Ин. 5:18).

Нетрудно дойти до порока, но страшно и тяжело пребывать в том же пороке. Если случится ссора между двумя братьями, то первый раскаивавшийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отвергнет раскаяния, но с готовностью сделает, что нужно для мира.

Признак невежества в монахе — сидя при братиях своих, обнажать голени свои; благоговейный же будет сидеть благообразно.