St. Ephraim the Syrian of Creation. Volume 1
Золото не дает терпения, а вера ставит на прочном основании того, кто приобрел её.
Недостаток в человеке — не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им.
Сам себя утешай, возлюбленный, терпя всякую скорбь, чтобы не сделаться тебе высокоумным, если часто будут утешать другие. Ибо апостол говорит: утешайте себе на всяк день дондеже днесь нарицается, да не ожесточится некто от вас лестию греховною. Причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток… удержим (Евр. 3:13–14), а начаток всякой добродетели — вера.
Доблестную жизнь приобретает монах, слушая наставление отца.
Безоружным делается монах, если любит неподчинение и путь пространный.
Диавольская мысль — монаху желать чужой степени.
Легко уловляется монах, который вмешивается в житейские дела.
Жизнь вечную наследует монах кроткий и безмолвный.
Солнце, луна и все звезды радуются о тех, которые право служат Владыке Христу.
Сокровище собирает себе на небо тот, кто любит безмолвие в любви.
Кто подлинно боится Господа, тот делается врачом страстей.
Кроткий монах есть страж, наблюдающий за страстями.
Народы восхвалят Господа при виде человека, который не нерадит о своем спасении, но заботится о своем исходе и о том, как предстать Страшному Судилищу Христову.
Всякий, кто любит собственное спасение, делается обителью Святаго Духа.
Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим.
Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния.
Благоразумный монах не осуждает ближнего.
Словеса жизни вечной поверяются мужу Христолюбивому. Человек страннолюбивый — чистая пшеница.
Во всякое время человеку укорять себя самого есть очищение грехов.
Воздержание есть нерв терпения.
Убивает душу свою тот, кто уклоняется от заповедей Господних; неизглаголанную же радость наследует всякий, кто в действительности их соблюдает.
Пой, возлюбленный, духом, пой и умом: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда и сота устом моим (Пс. 118:103).
Начало и конец для верных — вера, надежда и любовь; а из тяжкого тяжкое — уныние, особенно если имеет оно споборником (союзником) неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда.
Всегда памятуй, возлюбленный, о Страшном Судилище Божием, и это будет для тебя подпорой; и ты отразишь злоумышляющих против души твоей.
Благоразумный монах, посылаемый на служение, душу свою положит ради мира, а безумный и невежественный готовит ссоры.
Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, пытливости и любоначалия, но даруй рабу Твоему духа целомудрия и терпения.
Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота, и омовение пристрастное.
Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3:17), — говорит Божественное Писание. Как псу, усиленно противься демону блуда; никак не соглашайся увлечься таковым помыслом, потому что от искры много будет угольев, и от худой мысли умножаются худые пожелания. Старайся истребить воспоминание о них паче зловония тайного.