St. Ephraim the Syrian of Creation. Volume 1

Для того показываю тебе сей путь, на который я ещё не вступил, чтобы, вняв мне, подражал ты в образе жизни святым; кому — в благоговении, кому — в искусстве, кому — в чинопоследовании, кому — в правиле, кому — в смиренномудрии, кому — в чести; иному притом — в самоосуждении, а иному — в самоунижении и самопрезрении; кому также — в рачительности, кому — в безмолвии, кому — в кротости, кому — в долготерпении, кому — в уступчивости, кому — в миролюбии, кому — в дружелюбии, кому — в единомыслии, кому — в согласии, кому — в понятливости, кому — в благоразумии, кому — в трезвенности, кому — в мудрости, кому — в умении подать добрый совет, кому — в рассудительности, кому — в таинственности, кому — в веселости, кому — в приятности обхождения, кому — в приветливости, кому — в сговорчивости, кому — в снисходительности, кому — в прощении обид, кому — в мужестве, кому — в смелости, кому — в подвигах, кому — в послушании, кому — в рукоделии, кому — в похвале, кому — в усердии, кому — в служении братиям, кому — в ревности, кому — в горячности, кому — в подчиненности, а кому — в совершенном отчуждении от мира и в ежедневном умертвии (умерщвлении себя), подобно распинаемому, кому — в терпении, кому — в твердости, кому — в истине, кому — в дерзновении, кому — в обличении, кому — в светлой и открытой для всех жизни, кому — в точности, кому — в способности ко всяким делам, кому — в учености, кому — в целомудрии, кому — в святыне, кому — в невинности, кому — в девстве, кому — в чистоте, кому — в духовной жизни. И обращай внимание у кого на милостыню, у кого — на вспоможения, у кого — на тихость нрава, у кого — на доброту, у кого — на сердолюбие, у кого — на милосердие, у кого — на братолюбие, у кого — на щедрость, у кого — на благоподатливость, у кого — на беспристрастие, у кого — на правосудие, у кого — на невзыскательность, у кого — на скромность, у кого — на сострадательность, у кого — на страннолюбие, у кого — на простосердие, у кого — на непорочность, у кого — на бесстрастие, у кого — на искренность, у кого — на довольство малым, у кого — на умеренность, у кого — на благодарность, у кого — на простоту, у кого — на дар утешать или успокаивать, у кого — на посещение недужных, у кого — на прямоту, у кого — на дар убеждения, а у иных — на непрестанную молитву, псалмопение и потоки слез, — короче сказать, у всех обращай внимание на божественное их житие.

Обитая среди такого сокровища, — старайся обогатиться, то есть живя с мудрыми девами, не будь включен в число юродивых. У тебя столько светил, которыми озаряются очи твои каждый день и каждую ночь! Ходи во свете их, следуй по стопам их, чтобы и тебе с ними войти в вечные кровы. Ускоряй шествие свое по следам их, чтобы можно было тебе догнать некоторых из них. Ибо знаю, что, если захочешь, в состоянии ты сделать это. Итак, препоясуй чресла свои, возжги у себя светильник правды и жди своего Господа, чтобы оказаться тебе готовым во сретение Ему. Не перестану писать тебе о том, ибо знаю, что ты принимаешь все правильным образом. Но будь внимателен к самому себе и старайся до смерти соблюдать себя, чтобы с дерзновением и радостью встретить тебе бессмертного Жениха. Чти девство, и оно введет тебя в небесный чертог, потому и сказал апостол: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови (2 Кор. 11:2).

Итак, теперь, возлюбленный мой, описал я тебе добродетели святых мужей и козни противника, чтобы, избавившись его сетей, возмог ты спасти душу свою. Не говори мне: «Я вступил в монастырь и ношу на себе Ангельский образ», — ибо не только людям, но и самому Богу приятен не один внешний образ; напротив того, требуются плоды добрых дел. Итак, стой как цветоносное дерево, охраняя плоды добродетелей своих, чтобы не подкрался червь гордыни и не подточил в тебе плода смиренномудрия, чтобы ложь не похитила у тебя истины, чтобы тщеславие не омрачило твоего благоговения, чтобы гнев не отнял у тебя кротости, раздражительность не истощила твоего долготерпения, ссора не нарушила твоего мира, вражда не послужила препятствием дружбе, памятозлобие не пресекло взаимной любви, обида не причинила ущерба чести, вражда не расторгла согласия, чревоугодие не попрепятствовало посту, жадность не истребила воздержания, беспечность не запнула рачительности, сон не усыпил бдительности, уныние не отяготило усердия, леность не помешала служению, ропот не уменьшил подчинения, преслушание не преградило входа послушанию, празднословие не превозмогло над псалмопением, шутливость не взяла верха над славословием, смех не преодолел плача, суровость не сделала бесполезной снисходительности, блуд не растлил целомудрия, неверие не упразднило веры, сребролюбие не было бы предпочтено нестяжательности; чтобы не возлюбить тебе родителей паче Христа, не услаждаться миром паче Царствия, чтобы богатство не укоряло тебя бедностью, страсть к пересудам не подстрекала языка твоего, чтобы клевета не сделала тебя братоубийцей, наушничество не осквернило души твоей, чтобы не тяготила тебя против кого-нибудь зависть, чтобы обман не очернил в теле чистоты сердца, лицемерие не лишило тебя благ, любовь к доносам не сделала тебя предателем, лжесвидетельство не довело тебя до наказания, хищение не отлучило тебя от Царства, неправда не заградила тебе рая, человекоугодие не рассыпало костей твоих, лицеприятие не истребило в тебе дерзновения, любовь к удовольствиям не похитила у тебя Боголюбия, похоть не ослепила в тебе сердечного сокрушения; чтобы от наслаждений не увяла в тебе приверженность к Богу, а наслаждение снедями (пищей) не причинило тебе ущерба в утехах рая.

Не гнушайся человеком, чтобы не прогневать его Творца. Не порицай безвременно, чтобы самому тебе не подпасть осуждению. Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобой. Не возносись сердцем, чтобы, подвергшись падению, не навлечь на себя бесславия. Смелость твоя да не подавляет скромности; боязнь твоя да не превозмогает над отважностью, пренебрежение да не уничтожает в тебе страха; мечтательность да не разлучает тебя с обществом (не отучает от общения), а парение мыслей да не уязвляет душу твою. Не принимай в душу нечистоты чрез слух. Не живи вместе и не советуйся с людьми худыми, чтобы порок не помрачил твоей непорочности, чтобы лукавство не превозмогло в тебе доброту, а зависть не одержала верх над твоим бесстрастием. Не будь опрометчив, чтобы не сделаться ненавистным для всех. Упрямством своим не доводи себя до побоев. Никогда не давай отдыха плоти своей, чтобы не сделалась она бременем для души. Охота хулить да не похищает у тебя доброго слова. Отчаяние да не заградит для тебя вход покаянию. Высокомерие да не свергнет тебя с небес. Самохвальство да не убивает твоего сокровища, велеречие да не выставляет на позор тайн твоих, да не темнит чрез тебя зависть никого, неразумие да не ослепляет твоего смысла, глупость да не помрачает твоего благоразумия, безумие да не господствует над умом твоим, нерассудительность да не изменяет твоего рассуждения, — словом, и другое что запрещенное, но теперь незамеченное, да не войдет в сердце и не отведет тебя в плен из Небесного Царства. Трезвись, по написанному, в законе Господни… поучаясь день и нощь (Пс. 1:2). Поскольку враг ни днем, ни ночью не прекращает брани, то да не застигнет он ума твоего не упражняющимся в изучении заповедей Божиих, да не посеет плевел своих, да не сделает последняя… горша первых (Мф. 12:45), так что, лишившись земного, утратишь ты и небесное. Ибо никтоже возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9:62). Никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет (2 Тим. 2:4). Посему, оставив мир и последуя Христу, тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9:24). Не уклоняйся ни на десно, ни на шуе (Притч. 4:27), то есть ни в одну из исчисленных выше страстей, чтобы, впав в стремнину греха, не умереть тебе душевно. Но, идя царским путем заповедей Божиих, прямо шествуй в Небесное Царствие, а вместе помолись и о мне, грешном, чтобы и я, недостойный, став сопричастником святых, сподобился с вами насладится вечными благами о Христе Иисусе Господе нашем.

Сие написал я тебе, возлюбленный мой, не потому, что сам я соблюл себя от этого, но чтобы ты соблюл и благоугодил тем Богу. Ибо Господь сказал: веруй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит (Ин. 14:12). И я уверен, возлюбленный, что сделаешь ты больше своих предков, если соблюдешь, что получил.

Итак, не будь судией чужих поступков, но сам старайся ежедневно исправлять жизнь свою, потому что о собственных своих поступках каждый из нас должен дать отчет Богу. Ежедневно разбирай свои помыслы и спрашивай сам себя: «Есть ли во мне благоговение? Есть ли сердечное сокрушение? Есть ли смиренномудрие? Есть ли и все прочее, выше мною исчисленное?» — Разбирай также и спрашивай сам себя: «Не холоден ли я? Не празднословлю ли? Не гневаюсь ли? Не питаю ли в себе пожеланий к чему земному?» — И таким образом разбирая в подробности все написанное выше, гнушайся лукавства, а прилепляйся к доброму. Ибо никтоже благ, токмо един Бог (Мк. 10:18), спасающий всех благодатью Своей о Христе Иисусе Господе нашем.

О Христе Иисусе завещаю тебе, чадо, — храня сие послание, прочитывай его часто и опять клади в сохранение, не расставайся с ним, пока не выучишь наизусть. С большой подробностью написал я тебе о всех добродетелях и страстях, чтобы ты часто размышлял об этом и в точности соблюдал. Ибо в чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя (Пс. 118:9). Пока написал я тебе о всем явном, от чего легко можешь соблюстись. Когда же преуспеешь в том, тогда укреплю ум твой и в преизбыточествующей строгости, чтобы таким образом сподобился ты достигнуть совершенства о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу и Святому Духу честь и слава во веки! Аминь.

Слово о том, как душа, когда искушает её враг, должна со слезами молиться Богу

(По славянскому переводу, часть II. Слово 18)

Скорбью подавленная душа приступает к Тебе, Святый Владыка, и со слезами предстает, жалуясь на губителя, врага, и со всяким смирением припадает, прося защиты от угнетающего её сопротивника. Поелику без стыда приступает она к Тебе, то выслушай её вскоре и внимательно посети её, прибегающую к Тебе с любовью. Если презришь душу, подавленную скорбью, то она погибнет. Если замедлишь выслушать её, утесненную, то оскудеет она в силах. Но если по щедротам Своим посетишь, — то обретется; если призришь на нее, — то спасется; если услышишь её, — то укрепится в силах. Поревнуй о ней, ибо душа обручена с Тобой. Обручил же её с Тобой апостол Павел, который сказал, что Ты — бессмертный ревнитель (Евр. 12:29 и Втор. 4:24). Не презри её, чтобы враг не подумал, что Ты в разводе с ней и отослал её от Себя. Накажи меня, Господи, по щедротам Твоим, но не предавай меня в руки губителя. Вот, отвсюду собрал я мысли свои, и не могу перед Тобою припомнить чего-либо доброго, исключая одного: не знаю другого Бога, кроме Тебя.

Благодать врачеваний Твоих — безмерная широта, и всем приходящим к Тебе подает она исцеление; язвы мои часто врачуются Твоими щедротами, но снова загнивают по моему нерадению. Пока здоров, я забываю врача, но и врач забывает меня в недуге моем. Что грехи мои огорчают Тебя, — знаю; помилованный, прогневляю Тебя, — и это также небезызвестно мне. Не забываю и того, что Ты поддерживаешь меня Своим милосердием, подобно сердобольной матери, отвергаемой собственным детищем, но которая не в состоянии презреть его, будучи побеждена своей горячей привязанностью к нему. И если она так поступает, то кольми паче Твое милосердие! Вот, Владыка, и сердоболие птицы изливается на птенцов её, и она каждый час навещает их, принося им пищу, трудится, чтобы накормить их, потому что одолевается своей горячностью. Если же бессловесные так сердобольны, то кольми паче благодать Твоя, тысячекратно препобеждаемая милосердием, милует приходящих к ней и истинно ищущих её! Вот и источник, полный вод, непрерывно струясь, обильно подает питье всем, приходящим к нему, и не имеет недостатка в похвалах человеческих. Но не за то хвалит его человек, что даром подает ему питье, а за то, что в нем прославляет Тебя, ибо явно, что источник подает питье по благодеянию благодати Твоей. Так источник изображает собой беспредельное море Твоих щедрот. Ты изобильно питаешь Небесные Силы и наделяешь пищей всякое дыхание на земле, не имея нужды в похвалах и прославлении всей твари, Ты прославлен в сущности величия Твоего и в велелепии славы Твоей. Любовь Твоя, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя её, в ней же спаслись. Уверен я, что сама любовь благодати Твоей приемлет и защищает приходящего к ней. И как Предвидец, Владыка, видишь Ты, совершенно ли совлекся он от мира, и прежде, нежели придет он к двери, отверзаешь ему; прежде, нежели припадет, простираешь к нему руку; прежде, нежели источит слезы, повергаешь на него щедроты Свои; прежде, нежели исповедует долги свои, даешь ему прощение. Не обвиняешь, не говоришь: «Куда расточил ты время? Почему пропустил ты срок?» — Не спрашиваешь о количестве в рукописании грехов его. Не помнишь, что прогневлял Тебя нерадением своим; не упрекаешь за пренебрежение Твоими благодеяниями, но, предвидя смирение, плач и сердечное расположение, возглашаешь: «Выньте одежду первую, и облецыте его, заколите тельца упитанна на упокоение и веселие; пусть соберутся Ангелы, и радуются обретению погибшего сына и возвращению заблудшего наследника» (Лк. 15:22, 27). Как встречают купца, возвратившегося домой с великим богатством, — так благодать Твоя приемлет грешника, от всей души к Тебе приходящего. Ибо Он любит зреть слезы, жаждет видеть покаяние, радуется рачительности старающихся покаяться.

Потому и на мне покажи великое Свое милосердие, и дай мне отдохновение от угнетений губителя. Ибо, изъязвив меня, стоит и насмехается он (враг) надо мной. И как ученики на море пришли и пробудили Тебя, и от благословенного гласа уст Твоих перестала (успокоилась) буря ветренная, утихло смятение волн, так услыши слезы мои, которые день и ночь пробуждают Тебя. Трудясь двенадцать лет, мнимые врачи не в состоянии были уврачевать кровотечение (имеется в виду евангельское повествование о кровоточивой жене — прим. ред.), будучи скорее мучителями, нежели целителями. Но чего не смогли дать они, то подал Сам Ты; что огласили неисцелимым они, то сделал Ты здравым и без труда даровал исцеление. Надеясь укрыться, тайно приступила кровоточивая к воскрылию одежд Твоих. Приступила, не коснувшись святого тела, одеяние Твое подало ей исцеление и безбедное освобождение от многих врачей. Освободи, милосердый Врач, и мою подавленную скорбью душу от стыда и укоризн угнетающего меня врага. Покажи на членах моих великую премудрость Твою, соделай язвы мои неоскверненными и покрой их красотой добродетели, — и о благодати Твоей, безгрешный Агнец, закланный за спасение мира и умиротворивший небо и землю, провозвестится, что она спасла меня. Не отвергни меня за то, что приступил к Тебе без стыда, и не скажи мне: «Что потерпел Ты ради меня?» — В тот страшный и трепетный день скажешь Ты нам, грешникам: «Знаете ли, что потерпел Я ради вас? Невидимый — стал вам видим, Бессмертный — за вас осужден, Безгрешный — за вас заушен и распинаемый — не гневался, посмеваемый — не проклинал. Я — Владыка, недоступный никакому греху и обвинению, ради вас претерпел все это. А вы, виновные, потерпели ли что за Меня? Потому никто из вас не имеет оправдания!»