St. Ephraim the Syrian of Creation. Volume 1

Большая роскошь порождает страсти и недуги, а трудная работа в самое время труда утомляет, по утомлении же доставляет здравие и благосостояние.

Не имей, монах, пожелания есть мясо, и не пей вина до упоения, иначе огрубеет твой ум, и житейским попечениям не будет у тебя конца.

Обрежь пальму, — и даст побеги вверх; очисти душу от житейских попечений, — и возрастет в добродетели.

Кто терпеливо переносит, когда его злословят или обижают, тот подобен заключившему льва в зверинце; а кто отражает злословие и обиду, тот походит на человека, который сам себя губит.

Хорошо прийти к службе Божией прежде всех, но нехорошо без нужды оставить службу прежде отпуста.

Приходи, брат, и слушай Божественное Писание, чтобы получить от этого пользу. Как путнику в жаркое время дорога чаша холодной воды, так слово Божие орошает душу.

Если хочешь слушать, — приходи; и если выслушаешь, — будешь мудр. А если и слушать слово тяжело для твоего терпения, то тем более тяжело для тебя исполнение его на деле. Итак, заключай из этого о себе, что ты так же нерадив, как и я.

Войдя в дом Божий, не будем парить умом; напротив того, внутренний человек наш да займется созерцанием и молитвой. А молясь, будем говорить: «Отче наш, Иже еси на небесех…», чтобы никакие другие помыслы не смущали ум наш.

Стоя же на молитве, знай, Кому предстоишь. К Нему да будут обращены и вся твоя душа и все твое сердце. Разумей, что говорю. Если кто, взяв в руки узел с деньгами, пойдет на торг с намерением купить быков, то станет ли смотреть на собак? Не занята ли вся мысль его тем, чего ему хочется, чтобы иначе не быть осмеянным и не погубить понапрасну того, что есть у него в руках?

Если ставший близ тебя брат немощен телом, и случится ему кашлять, или часто плевать, то не смущайся этим, но вспомни, что многие предали себя на услужение недужным и увечным.

Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся; ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руках Иисуса Христа, Спасителя нашего.

Написано: На всяко время очи злых приемлют злая; добрый же безмолвствуют присно (Притч. 15:15). Путие живота помышления разумнаго, да уклонився от ада спасется (Притч. 15:24).

Написано: Не возлюбит ненаказанный обличающих его, с мудрыми же не побеседует (Притч. 15:12).

Безчестяй убогия согрешает, милуяй же нищыя блажен (Притч. 14:21).

Написано: Аще падет враг твой, не обрадуйся ему, в преткновении же его не возносися. Яко узрит Господь, и не угодно Ему будет, и отвратит ярость Свою от него (Притч. 24:17–18).

Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй его (Притч. 21:13).

Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит (день) находяй (Притч. 27:1).

Не твори зла, и не постигнет тя зло (Сир. 7:1).

Не люби клеветати, да не вознесешися (Притч. 20:13).

Написано: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (Притч. 18:13).

Не веселится отец о сыне ненаказаннем (Притч. 17:21).