St. Ephraim the Syrian of Creation. Volume 1
Кто скрывает в сердце своем памятозлобие, тот подобен откармливающему змия на груди своей.
Не давай печали сердцу своему, ибо мира печаль смерть соделовает, а печаль, еже по Бозе, доставляет тебе жизнь вечную (2 Кор. 7:10).
Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем.
Как порог в реке обращает в другую сторону стремление вод, так порок отвращает ведение от сердца.
Аще гониши правду, постигнеши ю и облечешися в ню яко в подир (Подир (ц. — сл.) — длинная одежда ветхозаветных священников, вроде саккоса) славы (Сир. 27:8).
Монах, вмешивающийся в дела житейские, потерпит много вреда, а пребывающий в подвижнических трудах не потерпит вреда.
Кто по отречении и удалении от мира обращает свой помысел к мирскому, тот ничем не отличается от человека, который сам себе остригает волосы. Кто думает шутить тем и другим, тот сам себя обманывает, ибо написано: Бог поругаем не бывает. Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6:7).
Не заглядывай, монах, в городские улицы, и не скитайся по городским площадям, чтобы не встретилось тебе что-нибудь, и не поползнулась (уклонилась) душа твоя в погибель.
Превозношение ослепляет умные очи, а смирение просвещает их любовью, ибо научит кроткия путем Своим (Пс. 24:9).
Не заходи, брат, в тину брения (поползновений) и удаляйся от людей, ходящих бесстрашно.
Опасно человеку надеяться на себя самого; спасется надеющийся на Господа.
Украшающий одежды свои возгордится, а гордый монах — неоперившийся орел.
Смиренномудрый монах — легкий скороход и как бы меткий стрелок. Как железо (меч) все утончает и покоряет, так и смирение по Богу разрушает козни врага.
Что рогатина — для зверолова, и оружие — для воина, то для монаха — смирение.
Спеши, брат, добровольно вступить на путь узкий и тесный, пока невольно не вступил на путь ещё теснейший.
Мирскому человеку похвальба — его выходы, а монаху похвала — и помыслом не переступать за порог своего дома.
Возлюбленный, слушай: борец во время подвига сжимает уста свои: и ты сомкни уста свои для всего излишнего, и будешь иметь упование.
Сказано: Коль велик, иже мудрость обрете, но несть паче боящагося Господа (Сир. 25:13).
Велик и начавший, но не как продолживший; велик и первый, но не как совершивший.
Не люби плотского покоя, чтобы не найти себе в нем духовного вреда.
Не любопытствуй о чужом, чтобы не погубить своего.