St. Ephraim the Syrian of Creation. Volume 1
Необузданный конь предает всадника своего в руки злодеев; и человек жестоковыйный (бесчувственный) впадает в беды.
По снегу выслеживают зверя; и во время искушения сатана следит за монахом. Достоинство же монаха познается в искушениях.
Старайся, возлюбленный, приобрести рассудительность; в ней сокрыты добродетели монашеской жизни.
А что такое значит иметь рассудительность? Предохранять другого от соблазна, и избирать то, что лучше и что ведет к спасению.
Хочешь ли быть великим? Будь меньше всех (Мк. 9:35).
Хочешь ли приобрести доброе имя? В кротости дела твоя препровождай (Сир. 3:17).
Боящемуся Господа благо будет на последок (Сир. 1:13), потому что боящихся Его прославит.
Не слушайся, монах, зависти; не строй козней брату своему и не давай ему укоризненного имени. Желая со стыдом согнать его с места его, смотри, сам не подвергнись тому, что умышлял другому. Копаяй яму ближнему впадет в ню (Еккл. 10:8). Слушай, что написано: Падут во мрежу (сеть) свою грешницы (Пс. 140:10). А на нем исполнится сказанное: вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3:12).
Не представляй, брат, предлога, говоря: «Этот брат делает вред товариществу». Но ты не делай зла другому, и не входи в сообщество с делающими зло, потому что Бог испытует сердца и утробы (Пс. 7:10).
Если выйдет брат твой из монастыря, не превозносись, брат, перед ним мыслью, и да не будет он бесчестным в глазах твоих: не веси бо, что родит (день) находяй (Притч. 27:1).
Слушай того, кто говорит: мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10:12); не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2 Кор. 10:18). Ибо многие думали о себе, что одержали они верх и начальствуют, но они стали из кромешных кромешными, а люди отчаянные прияли благодать, потому что Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6).
Если видишь человека непослушного и невоздержного, гордого и мудрого для себя (Притч. 9:12), то корень его уже полумертв, потому что не приемлет в себя тука (сладости), сообщаемого страхом Божиим (Пс. 16:10). А если видишь человека безмолвного и смиренного, то знай, что корень его прочен; потому что напоен туком страха Божия.
Если настоятелей наших и нет с нами, братия, но где-нибудь в другом они месте, то с нами Великий. Ибо не лжив Сказавший: идеже… собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20). Итак, будем внимательны к себе, возлюбленные!
Неблагочинный монах налагает руки свои на человека, а милостивый будет помилован.