St. Ephraim the Syrian of Creation. Volume 1
Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе.
Великое дело — найти человека смиренномудрого и терпеливого; доброте его нет меры.
Не пререкай противу истины и о ненаказании твоем срамляйся: не стыдися исповедати грехи твоя (Сир. 4:29–30). Не рцы: согреших, и что ми бысть? Господь бо есть долготерпелив. Не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне (Сир. 5:4, 8). Помяни, яко гнев не замедлит (Сир. 7:18).
Не буди рука твоя простерта на взятие, а на отдаяние согбена (Сир. 4:35).
Благоразумный монах оградит себя любовью, а неразумный умножит к себе ненависть.
Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы.
Никогда не уничижай брата, потому что написано: Мнози мучителие седоша на земли, нечаемый же увязеся венцем (Сир. 11:5).
Веселись о правде, на грех же лучше смотри с унынием.
Славолюбие — душевный недуг, лукавая страсть.
Вышел ли ты, монах, из кельи своей по делам службы? Наблюдай за своими чувствами, чтобы не навлечь на себя браней и смятения помыслов. Идеже несть ограды, расхищено будет имение, и идеже несть терпения, воздохнет скитаяся (Сир. 36:27).
Много предлогов собирает себе ленивый монах, и сонливый впадает в беды. Монах любостяжательный — бесплодная пальма, а нестяжательный — то же, что подстриженная пальма, которая растет в высоту.
Монах, привязанный к вещественному, подобен ястребу, летящему с ремнями на ногах; где ни сядет он, тотчас запутается; а не привязанный к вещественному — то же, что путник, снарядившийся в дорогу.
Многие кажутся сами себе благоразумными, и не могут представить, что мнимое их благоразумие обратится во вред душе их.
Нет мудрости, нет благоразумия, нет доброго совета в душе, которая ненавидит страх Божий.
Истинная мудрость делает все по Богу.
Гортань сладок умножит други (Сир. 6:5), и любящий Господа соблюдет пути Его.
Оказывай честь брату перед знакомыми его, и будешь почтен пред Господом.
Верный домоправитель приобретет души братий своих, а распоряжение злопамятного рассеет их.
Благоразумный домоправитель разделит справедливо, а неразумный подготовит ссоры.
Ненасытного монаха не удовлетворит справедливая доля, и болтливый произведет смятения, боящийся же Господа безмолвие водит (Притч. 11:12).
Упивающийся домоправитель лишен будет славы, а воздержный, скромный и смиренномудрый преуспеет в славе.