Orthodoxy and modernity. Electronic library.

«Вследствие мятежа «осеняющего херувима», образовавшего невидимое «небо» или невидимую, непосредственную господствующую власть над человеком... Бог решил устроить новое небесное господство над землей. Оно должно быть названо «Царство небесное», и оно было представлено Сионом, столицей народа Израиля, который однажды был избранным народом Бога. Небесное Царство, или Сион, должен был состоять из проверенных и испытанных созданий»... «Под господством Царства Небесного, к которому будет призвано ограниченное число лиц, неограниченное число получит благословение совершенной человеческой жизни». «Когда Иисус был на земле, Он начал выбор тех, которые должны были в этом Царстве Небесном быть соединенными с Ним... Со времени Иисуса и до сего времени происходит избрание членов Небесного Царства, и сегодня, после того, как на это было употреблено 1900 лет, живет еще на земле малый остаток из 144 000», и они, «составляя класс Царства Небесного, являются духовными сынами Иеговы, получившими от Бога поручение проповедовать благую весть о Царстве». «Это Небесное Царство устранит все мятежи и восстановит во вселенной мир и справедливость... уничтожит Сатану и все его орудия. Под справедливым господством Царства будет осуществлено первоначальное намерение Создателя, а именно, население земли людьми, которые будут служить их любвеобильному Богу, будут Его восхвалять и славить. Все это оправдает имя Иеговы Бога, покажет, что Он есть Всевышний» («Благая весть о царстве», с. 14–17).

«Кто был Тот новорожденный в Вифлееме и откуда явился Он?» – вопрошает Рутерфорд, и отвечает: «По воле Всемогущего Бога жизнь Его была перенесена из духовного в человеческое состояние», «рожденный для того, чтобы свидетельствовать об Истине плана Божия»... «Некоторые думали всерьез, что Христос Сам был Богом. Такое заключение не находит для себя никакого основания в Писании»... это «Сатана побудил своих представителей на земле, щеголявших именем Господа, что Иисус Христос, когда был на земле, был божеством, а не человеком»... «Иисус стал Царем Божьего Царства, через которое будут введены в новый мир справедливость и мир».

«Если бы народ принял Господа как Царя, он перешел бы от Завета Моисея как посредника ко Христу, большему, нежели Моисей, и вся царская семья нового царства была бы избираема среди евреев»... «Но Сатана-враг действовал. Он скоро нашел орудие для своей пагубной цели... Этим готовым орудием были религиозные руководители Израиля... Духовенство, представители Сатаны... искали убить Сына Божия»... «Некоторые могут спросить: для чего рассказывать все эти ужасные вещи, которые творились духовенством того времени и связывать с духовенством наших дней?... Когда народ увидит, что духовенство есть орудие Дьявола, то сила духовенства обманывать народ будет сломлена» («Освобождение», с. 123–125, 128–129, 112, 141 и «Арфы Бога», гл. II).

«Иисус начал Свое служение проповедью: «Приблизилось Царство Небесное». Видя, что около 1900 лет прошло с того времени, когда Он произнес эти слова, и зло все еще на земле, что мог Иисус разуметь под этими словами? Царство означает действующий фактор или лицо, уполномоченное управлять... Иисус, будучи помазан во время крещения, получил право управлять. Ему была поручена власть быть Царем, поэтому Он мог с полным правом сказать: «Приблизилось Царство Небесное». Для того чтобы вышеприведенное свидетельство было верным, не требовалось, чтобы Он начал царствовать в то время. Богу было угодно, чтобы Он обладал этим правом в течение долгого периода, прежде чем Он начал бы осуществлять власть царя. Не было еще Богом положенное время для Него начать Свое Царство... Это право Он начал осуществлять приблизительно на 1900 лет позднее» (там же, с. 121). «Царство Божие под управлением Христа настало. Мы переживаем время, обозначенное словами «последние дни», когда организация Сатаны должна в скором времени погибнуть перед наступательным движением великого Победителя – Христа Божия» («Бегство в Царство», с. 29 и сл.). «Царство означает обширное правительство, имеющее и осуществляющее высшую власть, суверенитет, господство и контроль. Царство – царство или правительство Мессии, царство Божие есть организованное управление, имеющее и осуществляющее высшую власть на благо человека... Высшая власть исходит от Бога небесного, а потому это царство правильно называется царством небесным» («Освобождение», с. 171).

На Христианство и на христианские народы направляют «Свидетели Иеговы» свои обличительные громы. «Западная цивилизация, – говорят они, – грубо разделила весь человеческий род на две части. Одна из них называется «христианством», другая – «язычеством», или неверующими. Христианские нации играли до сих пор господствующую роль в мировых делах... хотя они и являются меньшинством населения земли. Они делают хвастливые заявления о прогрессе социальном, политическом и в физических науках. Но в то же время сами они оказались неудачниками в проложении пути и не сумели вести человечество к всеобщему миру, благоденствию, обеспеченности, справедливости и вечной жизни для всех людей. Христианство всецело ответственно за две мировые войны в XX веке (?!?), которые почти разрушили мир и ухудшили положение «язычников», как в экономическом, так и в других отношениях. Поэтому навязывание христианства тем, кого они называют язычниками, никогда не упрочит мира и не удалит гнет и угрозы войны... Мы не можем обратиться к Христианству за разъяснением об истинной надежде всех людей и как ее осуществить» («Радость всем людям», с. 4 и сл.). «Христианство имеет большое сходство с теми, которых они называют идолопоклонниками или языческим миром... Вообще совершенно ясно, что религии мира вдохновлены демонами, включая и те учения, которые христианство заимствовало и присвоило от язычников» (там же, с. 6, 7).

«Через свидетелей Иеговы люди получили возможность уверовать в Бога и повиноваться Ему, чтобы избежать ужасного потока избиений, который в близком будущем разразится над так называемым Христианством» («Бегство в Царство», с. 21). «Великая война быстро приближается. В книге Откровения Иоанна в главе 16-й говорится, что эта война обнимет весь мир, в особенности же он охватит земли так называемого христианства» (там же, с. 12).

В каком же месте Священного Писания сказано это? «Свидетели Иеговы» на вопрос наш отвечают: «Войны древних времен описаны в Библии в качестве образцов, показывающих нам, что произойдет в скором времени в народах так называемого христианства... Халдеи, упоминаемые там, являются образцом исполнителей казней Иеговы, высланных против христианства, чтобы уничтожить его... Бог заявил, что Он восстанет и уничтожит, выступит и разобьет народы христианства в прах, так что они падут и никогда больше не поднимутся» («там же, с. 13, 14, 36). «Почему, – говорит Рутерфорд, – я заявляю, что полное освобождение придет только после падения «христианства», к которому принадлежит Америка? Ответ мой, – продолжает он, – гласит: потому что так говорит Иегова», – и Рутерфорд делает ссылку на 3-ю главу, стихи 8 и 9 книги пророка Софонии («Кризис», с. 26), в которой нет и не могло быть и намека на Христианство; но «Свидетели Иеговы» предсказания Софонии, Иеремии, Иезекииля и других пророков относят к христианским народам и то – не по аналогии, а в прямом смысле, в то время как все эти предсказания и бедствия обращены к народу иудейскому. «Величайшая скорбь опустится над так называемым христианством, к которому принадлежит и Америка. На основе Слова Божия я отвечаю на вопрос: может ли правительство Америки оставаться впредь? Ответ гласит самым определенным образом: нет! Ужасные страдания, отчаяние и несправедливость, которые царят в этой стране изобилия, являются достаточным основанием для такого ответа... Правительство Америки взвешено на весах и найдено недостаточным. Оно не может пребывать впредь. Вместе с остальными правительствами оно падет в скором времени... Оно должно пасть и падет, ибо Царство Бога Иеговы уже настает» («Кризис», с. 27, 29).

Тысячелетнее царство Бога-Иеговы

Сион – это организация Божия, термин «Сион» применен к народу Божию на земле. А «Вавилон» означает смятение, и этот термин применяется к духовенству. «В течение долгого периода времени Сыны Божии были в рабстве у вавилонской системы, терпеливо ожидая времени избавления. Они искренно молились, как учил Христос: «Да приидет Царство Твое»... Они ожидали», – и вот, – «около 1874 года и после этого Господь начал проливать Свет на Слово Свое»... Почему «Свидетели Иеговы» указывают время «около 1874 года и после»?... Это период революций в Европе: в Англии, Франции и Испании... Читающий и слушающий да разумеет! «Когда Бог отнял у Израиля право управлять («Царство Божие, т.е. народ израильский, было ниспровергнуто в 606 году до Рождества Христова»), Сатана сделался Богом всего мира, включая и Израиль»... – но, – «когда верные последователи Иисуса (!?) Христа начали освобождаться от вавилонских систем после 1874 года и начали исследование Писание... они скоро пришли к заключению, что 2520-летний период владычества язычников должен по необходимости закончиться в 1914 году. Поэтому они трепетно ожидали 1914 год. Господь вознаградил их бдительность исполнением Своего пророчества... Год 1914 после Рождества Христова окончательно установлен Священным Писанием как время Рождения народа... или правительства. Народ правды родился. Царство Божие начало действовать... Родиться означает начать действовать... Установленная власть, обладающая правом управлять, начала действовать» («Освобождение», с. 212–231).

«От вознесения Христа на небо до XX столетия продолжалось время ожидания. Но теперь настало положенное от Бога время, и Он послал Иисуса Христа, чтобы Он царствовал и судил мир. В течение этого долгого периода ожидания Сатана, которому Бог не препятствовал доказывать основательность своего дерзкого вызова, что он всех людей отвратит от Бога, воздвиг мощную организацию (христианство), которая стала яростной противницей Бога и царства Его. Писание указывает, и это полностью подтверждается фактом действительности, что год 1914 положил конец этому периоду ожидания, и что в этом году Христос начал царствовать (Мф. XXIV, 1–22)»... «Иегова в 1914 году возвысил Иисуса Христа на престол Царем мира, представил Его христианству, снабдив Его большими доказательствами о том, что настало время Божие, что Царь Его начал править... что Христос присутствует... что старый мир достиг своего конца... С 1928 года Христос сошел в храм Иеговы и произносит судебный приговор об опустошении христианства» («Бегство в Царство», с. 46 и сл., с. 38, «Освобождение», с. 231).

«Время, когда Он приведет Свой приговор в исполнение, как это указано Им Самим (Откров. XVI, 12), есть война Армагеддона, которая иначе называется «битва великого дня Бога Вседержителя». Настало время Иеговы для установления среди людей на земле Его владычества. Всемирная организация Сатаны должна быть истреблена. Бог Иегова собрал истинных последователей Христа Иисуса и ввел их в состав Своей организации (Свидетелей Иеговы). Сатана внушает народам земли готовиться к войне. Великая война теперь быстро приближается. Армии всего мира, охваченные безумным хаосом и ужасом, покрытые мраком, ринутся друг на друга и станут истреблять себя взаимно» («Владычество», с. 26 и сл.). «Миллионы людей, которые произвели богатства, сосредоточенные теперь в руках немногих, находятся сейчас без работы, без денег и кричат о помощи... Что же должны делать люди для освобождения себя? Освободила ли бы людей революция от этих скорбей и бедственного положения? Нет. В Америке нет человека, который был бы в состоянии успешно руководить революцией. Сатана позаботился о том, чтобы вся власть в стране сосредоточилась в руках крупной коммерции. Армия, флот, политики покорно исполняют ее повеления. Народ же бессилен перед ними. Революция привела бы к печальной неудаче и никогда не могла бы дать хороших результатов. Господь Иегова Сам осуществит великую последнюю битву. Быстро приближается день великого освобождения. Сатана и его организации падут; сюда включено также и государство Америки и правительство ее» («Кризис», с. 20 и сл.). «Вслед за битвой Армагеддона Бог Иегова через Христа даст людям период времени в тысячу лет, когда миром будет править Христос, и когда на земле будут царить мир и благоденствие, превышающие всякие мечты человеческие... Ныне настал величайший кризис, какой когда-либо был среди существ человеческих. Столетиями людям приходилось страдать от войн и других бедствий, но теперь мы пришли к царству Иеговы, и день освобождения близок... Царство Иеговы под Христом принесет людям нерушимый мир навеки. С окончанием битвы Армагеддона уже никогда больше не будет другой войны, мир вечно будет царить на земле. Однако для того, чтобы получить мир на земле, люди должны войти в состав организации Бога, которая в Священном Писании символически обозначается словом «Иерусалим»... Царство Христа введет правильный и справедливый способ обращения с людьми, при этом правлении не будет дозволено наживаться за счет другого. Не будет тогда ни богатых, ни бедных, но все будут сведены на общий уровень. Тогда Царь Праведности будет в полной власти Своей, и люди будут радоваться и ликовать, ибо тогда у них будет полная гарантия того, что никто не отнимет у них плодов их трудов. Крестьяне и рабочие будут тогда иметь полную уверенность, что у них всегда будет полное довольство пищи» («Бегство в Царство», с. 53–57).

«В прошедшие времена все люди верили, что человек должен умереть и праведники пойдут на небо и получат там блаженство. Но теперь настало Богом положенное время, когда людям дано более ясное понимание намерений Его, и оно показывает, что лишь немногие пойдут на небо (144 000 – Откров. XIV), народные же массы будут жить на земле, как на месте своего вечного пребывания» («Бегство в Царство», с. 40). «В течение нескольких тысяч лет люди страдали от болезней, и миллионы людей сошли в могилу. Но в положенное Богом время они выйдут из могил своих. Это будет величайшим благодеянием, которое дано будет в результате действия Царства. Миллионы людей живут в настоящее время на земле, и они своими глазами увидят это Царство, увидят своих умерших родственников и друзей воскресшими из мертвых. Под Царством праведности Христа Иисуса этот враг – смерть – будет уничтожен» (там же, с. 59).

Несмотря на то, что «Свидетели Иеговы» пользуются новозаветной терминологией и широко апеллируют к авторитету Священного Писания, их учение не имеет ничего общего с Христианством и весьма близко к иудейству в его фарисейском преломлении. Их учение – это своеобразная смесь религиозных и политических элементов. Они усиленно подчеркивают, что их учение является как бы новым откровением Бога Иеговы, но нет – учение «Свидетелей Иеговы» и адвентистов о 1000-летнем царстве не ново, оно заимствовано из священных книг иудаизма. Еще со времени вавилонского пленения книжники распространяли среди рассеянного еврейского народа чаяние и надежду, что грядущий Мессия явится царем-завоевателем, который возвратит весь народ свой в Палестину, вернет ему блеск и могущество, восстановит храм Иерусалимский, покорит ему все народы и, воскресив из мертвых патриархов, пророков и праведников Израиля, будет царствовать тысячу лет. Эти чаяния вместе с принявшими христианство евреями проникли в христианскую среду и вылились в попытки соединить иудейские представления о 1000-летнем царстве Мессии с христианским учением о втором пришествии Иисуса Христа. Попытка смешения иудейства с Христианством была предметом суждений Апостольского Собора в Иерусалиме. Апостолы отменили обрядовый закон Моисеев, как закон обязательный для христиан, но ревнители Моисеева закона – фарисейского направления – принявшие христианство, отделились от Церкви и известны под названием «евионитов». Идеи и настроения этой секты, не долго просуществовавшей, возродились в конце второго и в третьем столетии в учении так называемых «антитринитариев» и «хилиастов». «Хилиазм» (учение о 1000-летнем царстве Мессии), возникший под влиянием националистических иудейских чаяний и традиций из иудейства, вылился в две формы: 1) облеченную в грубое чувственное представление 1000-летнего царства у «Свидетелей Иеговы», и 2) более возвышенную (у адвентистов). Ослабевшие с прекращением гонений на христиан и затем, после Константина Великого, исчезнувшие, воззрения хилиастов время от времени оживали, но особенное их оживление началось во второй половине XIX столетия, после третьей революции в Европе. С тех пор эти воззрения настойчиво и упорно внедряются в сознание европейских народов, выливаясь в сильный фактор международной политики. Не будет преувеличением, если скажем, что движение «Свидетели Иеговы» и секта адвентистов представляют собой аппарат пропаганды идей иудаизма среди христианских народов.