Orthodoxy and modernity. Electronic library.

«В конце XIX столетия я выявила божественные правила Христианской Науки», – говорит госпожа Эдди и предлагает свою книгу «Наука и здоровье» как Свыше данное откровение: «Христианская Наука заключает в себе новое слово и высшее явление медицины и религии... Даже Священное Писание не давало прямого толкования научной основы, на которой могло базироваться выявление духовного принципа лечения, пока Отец наш Небесный не счел своевременным открыть эту «тайну благочестия» в книге «Наука и Здоровье» («Наука и Здоровье», с. 147, «Нет и Да», с. 44, «Ретроспекция», с. 37). «Христианская Наука – это истинный Логос», она «такая же древняя, как Бог», – это «Божественная Наука, Христова Наука... или просто Наука... Это эманация божественного Разума, и она одна может правильно истолковать Бога... Она есть божественное провозглашение – Утешитель, наставляющий на всякую истину» («Наука и Здоровье», с. 134, 146, 127).

Итак, госпожа Эдди обещает новое раскрытие до сего времени непонятого людьми учения Христова, обещает помощь в правильном познании Бога и в обретении мира. Что же говорит она о Боге и о человеке, какие благословения для человечества содержит ее учение?

Бог

«Бог есть Отец, вечный, самосотворенный, бесконечный... у вечного Отца должны были быть дети до Адама. Великое Я Есмь создало все, что «начало быть». Следовательно, человек и духовная вселенная сосуществуют с Богом... Теория о трех лицах в едином Боге указывает скорее на политеизм, чем на единое, всегда присутствующее Я Есмь... Бог, Дух есть Все-во-всем, и нет другого могущества, ни другого Разума – Бог есть Любовь, и поэтому Он есть божественный Принцип... Дух, Жизнь, Истина, Любовь сливаются в одно единое в Священном Писании – это имена Бога... все есть Разум, и Разум есть Бог, всемогущество, вездесущие, всеведение, т.е. вся сила, все присутствие, вся Наука... Разум проявляет Свое собственное подобие в идеях... В божественной Науке мы не столько имеем право считать Бога мужеским, сколько надо считать Его женским, ибо Любовь дает наиболее ясное представление о Божестве» («Наука и Здоровье», с. 256–257, 267, 275, 517). «Бог – Верховное Существо и бессмертный Разум, душа человека и вселенной. Это наш Отец, сущий на небесах. Сущность, Дух, Истина, Жизнь, Любовь – вот что является божественным Принципом, т.е. Богом. Лицо ли Бог? Бог индивидуален, но не Лицо. Я предпочитаю употреблять выражение «индивидуальный Бог», чем «вечный Бог»: индивидуальный в том смысле, что есть и может быть лишь один бесконечный индивидуальный Дух, которого смертные называют Богом. Христианская Наука определяет индивидуальность Бога как верховное добро, жизнь, истину, любовь. Под понятием Бога я подразумеваю бесконечный и божественный принцип всего бытия, вечно сущий, наполняющий все пространство, включающий в себя весь разум единого Отца-Матери, Бога. Жизнь, Истина и Любовь – вот троица в единстве, и их вселенная духовна, населена совершенными существами и материальные люди – подделка той вселенной и тех существ» («Начальная Божественная Наука», с. 1–3). «БОГ есть Все-во-всем... Он неограниченный разум и неограниченное тело. Бог есть Любовь, а Любовь – Принцип, а не Личность. Заблуждение хотело бы придать божеству человекообразную форму. Когда выражение «божественный Принцип» употребляется для обозначения Божества, оно может показаться далеким и холодным, пока оно не понимается лучше. Но этот Принцип – Разум, Сущность, Жизнь, Истина, Любовь – будучи понятым, оказывается единственным выражением, вполне передающим идею Бога. Вседействительное бытие представляет Бога и есть в Нем» («Нет и Да», с. 12, 19, 20, 26).

Итак, последователи «Христианской Науки» отрицают в Боге Личность, отдельную от мира, Им созданного. Так как Бог имеет Свою сущность – Он Существо и индивидуален, говорит госпожа Эдди, но Он все-таки не Лицо, а только Принцип бытия, «Он неограниченный Разум и неограниченное Тело», и сущность этого Принципа – Жизнь, Истина, Любовь. И Христос свидетельствует, что Бог есть жизнь, истина и любовь, но в том смысле, что они от Него исходят. А «Христианская Наука» утверждает, что жизнь, истина и любовь и есть сами по себе Бог; а где же их Носитель и Источник? – Его нет.

Материя. Сотворение мира

«Материя есть только форма человеческого верования... Материя есть смертное заблуждение. Дух есть реальное и вечное, материя есть временное и нереальное... Материя – человеческое представление... Дух есть свет, а противоположное Духу есть материя, тьма, и тьма затмевает свет. Материальное чувство есть не что иное, как предположение об отсутствии Духа... Разум-Отец не есть отец материи... Материя и связанные с ней верования в грех, болезнь и смерть противоположны природе Бога и не могут исходить от Него... Разум есть Бог... Материя не сотворена Разумом и не создана для проявления Разума... Материя не имеет жизни, она не берет своего начала в Боге» («Наука и Здоровье», с. 257–279, 468, 469).

«Дух не в материи, но только в Духе. Так разве нет материи? – Нет, все Разум. Согласно Священному Писанию и Христианской Науке, все – Бог, и нет ничего, кроме Него. Пять материальных чувств свидетельствуют о существовании материи. Духовные чувства не дают такой очевидности, но отрицают свидетельства материальных чувств. Которое же свидетельство правильно? Если, как гласит Священное Писание, Бог есть Все-во-всем, то все должно быть Разумом, так как Бог есть Разум. Но и материального чувства нет. Материя без Разума морально невозможна; Разум в материи – ложное учение. Душа – единственное действительное сознание, познающее бытие. Тело не видит, не слышит, не обоняет. Человеческое верование утверждает обратное. Но разрушьте верование, что глаз видит, и вы не сможете видеть материально; то же самое произойдет и с каждым физическим чувством. Уничтожьте пять чувств, как организованную материю, и вы должны либо стать несуществующим, либо существовать только в Разуме, и это последнее заключение – простое разрешение проблемы бытия и приводит к тому же выводу, что материи нет» («Начальная Божественная Наука», с.41 и сл.).

«Материя есть смертное заблуждение. Субстанция есть то, что вечно и не подвержено разладу и разрушению. Истина, Жизнь, Любовь суть субстанция... Дух, синоним Разума, Души или Бога, есть единственная действительная субстанция. Духовная вселенная, включая индивидуального человека, есть сложная идея, отражающая божественную субстанцию Духа. Жизнь есть Божественный Принцип, Разум, Душа, Дух. Жизнь не имеет ни начала, ни конца» («Наука и Здоровье, с. 468).

«Разум есть Бог... Разум есть Все и воспроизводит все, потому что Разум есть тот, кто умножает, а бесконечная идея Разума, человек и вселенная есть результат умножения. Единственный ум, или субстанция мысли, семени или цветка есть Бог, их Творец. Разум есть Душа всего. Разум – Жизнь, Истина, Любовь – управляет всем» («Наука и Здоровье, с. 508).

В I главе и в первых стихах II главы книги Бытия, говорит госпожа Эдди, «в этой вдохновенной летописи заканчивается повествование о бытии, не имеющем ни начала, ни конца. Все, что создано, есть творение Бога, и все хорошо... Божество было удовлетворено Своими делами. Как мог Бог не быть удовлетворенным, если духовное творение было эманацией Его бесконечного самосодержания и бессмертной мудрости? Сообщение своих качеств не истощило Божественный Разум... Неизмеримый Разум выражен... заполняет все пространство... Принцип и его идея, человек, сосуществуют и вечны». Но, говорит госпожа Эдди, со слов 6-го стиха II главы книги Бытия «туман поднимался с земли и орошал все лице земли» начинается «заблуждение, материальный взгляд на творение», где «человек изображается изменчивым и смертным – отпавшим от Божества и движущимся по своей собственной орбите», и вот тут-то у Моисея начинается «ложная история, в противоположность истинной», и Эдди обвиняет Моисея в пантеизме. Отчетливо подчеркивая, что Библия «свята» («Наука и Здоровье», с. 547), госпожа Эдди в то же время заявляет, что в дальнейшем повествовании Моисея «ложь объявляет себя истиной» («Наука и Здоровье с ключом», с. 519–521 и сл.).

Итак, по учению госпожи Эдди, материя в своем происхождении и в своем существовании не зависит от Бога. Она представляет полную противоположность Богу; она вообще нереальна, но она существует. Где же начало материи? Об этом госпожа Эдди не говорит. Она говорит о материи только отрицательно: материя есть смертное заблуждение, отрицание Духа-Жизни, не имеет свойств, и если человек говорит, что он познает мир чувствами тела, он заблуждается, ибо «физические чувства не могут познавать Бога и духовную Истину» («Наука и Здоровье», с. 273).