Orthodoxy and modernity. Electronic library.
Зло. Искупление. Христос
«Откуда же происходит зло?», – вопрошает госпожа Эдди и отвечает: «Ясно, что зло есть иллюзия смертного ума. Оно не обладает большей реальностью, чем другие иллюзии чувств» («Христианская Наука, что это такое», с. 4). «Зло, дьявол – это заблуждение, без ума и реальности... Зло не может быть там, где все пространство заполнено Богом... Зло может казаться реальным, если приписывать реальность нереальному. Дети Божии имеют один только разум. Как может добро перейти в зло, если Бог, Разум человека, никогда не грешит? Первоначальная форма совершенства была: Бог и человек. Разве понизил Бог Свою собственную норму, и разве человек пал?.. Если грех, болезнь и смерть так же реальны, как Жизнь, Истина и Любовь, то... Бог должен быть их творцом. Однако Иисус пришел, чтобы разрушить грех, болезнь и смерть. Можно ли в таком случае верить, что зло, ради разрешения которого жил Иисус, реально, или что оно плод божественной воли?» («Наука и Здоровье», с. 469–474).
«Искупление – трудная проблема... его научное объяснение состоит в том, что страдание есть заблуждение греховного чувства, которое Истина разрушает».
«Существует предание, что Публий Лентулий писал римским властям: «Ученики Иисуса считают его Сыном Божиим». Люди, просвещенные Христианской Наукой, достигли чудесного познания, что Бог есть единственный Творец человека. Дева-мать восприняла эту идею и дала своему идеалу имя Иисус, т.е. Спаситель. Озарение духовного чувства Марии заставило смолкнуть материальный закон и его порядок воспроизведения рода и произвело на свет ребенка откровением Истины, выявив, что Бог есть Отец человека. Дух Святой, или божественный Дух, осенил чистое восприятие Девы-матери полным познанием, что бытие есть Дух. Христос вечно пребывал как идея в лоне Бога, божественного Принципа человека Иисуса, и женщина постигла эту духовную идею, хотя вначале и слабо развитую... Человек как отпрыск Бога, как идея Духа есть бессмертный свидетель того, что Дух гармоничен, а человек вечен. Иисус был отпрыском Марии, осознавшей свое общение с Богом... Рожденный женщиной, Иисус в своем появлении во плоти имел отчасти земные свойства Марии, хотя он был в наивысшей степени наделен Христом, божественным Духом... Если бы происхождение и рождение Иисуса были совершенно не сходны с обычным рождением смертных, он не был бы оценен смертным разумом как «Путь» (там же, с. 23, 29–30). «Наш Учитель», «будучи божественным учеником, открывал Бога человеку». «Христос – духовная или истинная идея Бога», он «есть идеал Бога, теперь и вечно, здесь и повсюду», «Иисус – человек, подобный людям, а Христос есть божественная идея; отсюда двойная природа Иисуса Христа». «Наш Учитель вновь явился ученикам Своим – согласно их пониманию, он встал из могилы – на третий день вознесения своей мысли и так явил им абсолютное понимание вечной Жизни» (Наука и Здоровье», с. 117, 347, 361, 473, 509).
Отвергнув Бога личного и проповедуя богоподобного человека – воплощение божественной сущности – госпожа Эдди пришла к отрицанию личного носителя зла – Сатаны, и к отрицанию искупления: нет нужды в Божественном снисхождении в мир. Ни в Божественном Откровении, ни в учении Церкви Христовой, – еже есть, по Апостолу, «Столп и утверждение Истины», – нигде не говорится, что «зло есть плод Божественной воли» и что «подобие Божие в человеке находится в материи», – по своему невежеству влагает госпожа Эдди эти мысли в уста Церкви или Христианства. Божественное Откровение утверждает реальность зла, учит, что зло моральное явилось в результате извращения свободной воли разумных существ – ангелов и человека, от Бога отпавших, что физическое зло является последствием зла морального. А по учению Эдди, проявлений зла не существует, нет и греха; их нет, они плод «смертного разумения», т.е. плод заблуждения.
Отрицанием реальности зла и при взгляде на грех как на «плод воображения и страха смертного разума» стирается граница между добром и злом, отвергается необходимость духовной бдительности и активности на пути к Христовой Правде, разрушаются основы нравственности.
Полным отрицанием Христианства звучат и рассуждения госпожи Эдди о Христе Иисусе. «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. I, 14). «Великая благочестия тайна – Бог явился во плоти» (I Тим. III, 16), – свидетельствуют ученики Христовы, и еще: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (I Ин. V), а из уст Самого Господа мы слышим: «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. X, 38), – «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. VI, 38).
По учению «Христианской Науки», Христос был первым человеком, который, возвестив Христианскую Науку, освободил нас от болезней и смерти, но это было забыто людьми, и вот госпожа Эдди «вновь открыла Истину о том, что все болезни происходят от плохого мышления», «плохого разумения» и «потому все болезни и физические страдания могут быть исцеляемы психически». «Болезнь – это переживание так называемого смертного разума. Это страх, проявляющийся в теле» («Наука и Здоровье», с. 493). А поскольку «материя не реальна вообще» и «человек не имеет в себе ничего материального», медицина, действующая через кажущуюся реальность (через тело), помочь человеку не может. «Осознайте только на мгновение, что Жизнь и ум чисто духовны, – не в материи и не от материи, – и тело перестанет жаловаться» (там же, с. 14). Странно рассуждает госпожа Эдди и о молитве о болящем: «Обычай молиться о выздоровлении больного находит свою опору в слепом веровании, тогда как помощь должна была бы придти от просветленного понимания» (там же, с. 11) и далее: «Иисус ввел учение и применение Христианства... чтобы повторять Его дело, согласно Его правилам... исцеляя болезнь, грех и смерть, не столько нужна личность или человек Иисус, сколько лучшее понимание Бога как Божественного Принципа, Любви» (Там же, с. 473). «Я всецело основываюсь на учении Христа», – говорит госпожа Эдди, но мы видим, что ее рассуждения не имеют никакого основания в Священном Писании Нового Завета, где читаем мы об исцелении по молитве матери хананеянки ее дочери, об исцелении расслабленного, носимого четырьмя, об исцелении слуги сотника и слышим слово Самого Господа «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. XIV, 13), – «Как ветвь не может приносить плода... если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без меня не можете делать ничего» (Ин. XV, 4, 5), и еще: «Петр и Иоанн шли вместе в храм... и был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали... просить милостыни... Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. III, 1–9).
Хотя и говорит госпожа Эдди: «В моей книге нет противоречивых утверждений», ее писания полны противоречий и неясности. Она пишет: «Материальные страдания не реальны», и в то же время: «Иисус пострадал за наши грехи». «Материя есть нереальное», и в то же время: «материя – временное». «Материя не сотворена Разумом и не создана для проявления Разума. Разум в материи есть ложное учение», и в то же время: «Бог – неограниченный Разум и неограниченное тело». Вся книга ее изобилует подобными «перлами», которые госпожа Эдди предлагает в качестве «Ключа к Священному Писанию». А ее невежество в знании учения и опыта Христовой Церкви можно иллюстрировать еще и следующим высказыванием: «Мы не можем дать практического доказательства Христианства, которого требовал Иисус, пока... мы считаем сатану равным Божеству по силе, или превосходящим Его». Христиане «не дают и не предлагают никаких доказательств, что религия их Учителя может исцелять больных», – «общепринятая религия отказывается признать, что после первого века религия Христа когда-либо систематически применяла исцеляющую силу».
Утверждая, что ее учение «всецело основано на учении Христа и Апостолов», госпожа Эдди сказала неправду, ибо все ее учение – это дерзкое восстание против Христом открытой и Его Апостолами проповеданной Истины, это проповедь принципиально безрелигиозного сознания. «Христиане Сайентисты», – читаем мы в книжке «Ответы на вопросы о Христианской Науке», – обособлены, они не могут соединиться с другими вероисповеданиями, потому что их учение различно от всех других». И это понятно, так как в протестантизме, из недр которого вышло течение «Христианская Наука», хотя и убого и бледно, все же сохраняются некоторые элементы Евангельского учения, а у госпожи Эдди нет ничего от Благой Вести Иисуса Христа и Апостолов. «Никто не может занять место Иисуса, – говорит Эдди, – никто не может занять место автора книги «Наука и здоровье». Каждый индивидуум должен выполнить свое назначение во времени и в вечности. Второе пришествие Христа – это, неоспоримо, духовное пришествие вперед движущейся идеи Бога, а это и есть христианская наука, научное завершение этой Богоидеи должно быть и будет навеки индивидуальным, бесплотным и бесконечным, а именно отражением, образом и подобием бесконечного Бога». История религий свидетельствует о том, что народы мира не могли примириться с учениями о безличном Боге, подобная религия не удовлетворяла глубоких влечений и запросов человеческой души. Потому и открыл Себя Творец и Промыслитель в лице Сына Единородного, Иисуса Христа, а госпожа Эдди возвращается вспять в своем учении о Боге, к язычеству возвращается. «Разумно рассуждая, – говорит Эдди, – мы не можем придерживаться верований, которые мы переросли». Что же является критерием Истины у последователей «Христианской Науки»? Ответ на этот вопрос мы находим в книжке «Ответы на вопросы о Христианской Науке»: «Моисей, пророки и Иисус – это этапы развития человеческой мысли, – говорят сайентисты, – и если интеллектуальный человек принимает что-нибудь, то это свидетельствует о том, что то, с чем он согласился, истинно». Оторвавшись от Тела Христова, еже есть Церковь, госпожа Эдди выше меры доверилась своему блуждающему «естественному разуму». О ней и о ее последователях следует сказать словами Охридского Святителя, епископа Николая: «Кто не имеет силы подниматься вверх, тот простирается в ширину» и словами Господа нашего Иисуса Христа: «Отвергающий Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. X, 16).
Глава XXVII. Ереси и секты в России. Их происхождение