A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Question 367. When I ask to give me (a commandment), and the elder has no intention of fulfilling it, or on the contrary, when I do not ask to give a commandment, but he will give it to me: is in this case what he said imputed to me as a commandment and should it be kept? Since there are church rules and sayings of the fathers, handed down in writing, are we really obliged to observe them as a commandment?

John's answer. If the one whom you are questioning did not intend to give a commandment, then what he said is not imputed to you as a commandment, even if you yourself asked for it. But if he decided to give you a commandment, although you yourself did not ask for it, then what he said is a commandment, and it must be kept. And this must be accepted as a commandment that which is determined by dogmatic rules,[99] or by the sayings of the Fathers, spoken in the form of definitions. But confirm this in your thoughts only by the question of the Fathers; because you yourself cannot correctly understand the power of these sayings. Therefore, ask the fathers and rather submit to what they say, and preserve it inviolably, with the help of the humane God, through the prayers of the saints. Amen.

Вопрос 368, того же. Ежели нарушу заповедь по искушению: как поступить тогда?

Ответ Иоанна. Приняв заповедь от святых и нарушив ее, не смущайся и не отчаивайся до того, чтобы вовсе оставить ее; но помни сказанное о праведном, что он седмерицею на день падет и восстанет (см. Притч. 24, 16), и Господне наставление Петру, чтобы он семьдесят крат седмерицею прощал брату своему (см. Мф. 18, 22). Если же Он людям заповедал так прощать, то тем более Сам простит, как богатый милостью и превосходящий щедротами все и всех, Который ежедневно взывает чрез пророка: обратитеся ко Мне… и обращуся к вам (Зах. 1, 3). Милостив Аз есмь (Иер. 3, 12). И еще: и ныне, Израилю (Втор. 4, 1), и проч. Но слыша, что заповедь не упраздняется, берегись, как бы не облениться и не придти в нерадение, потому что сие очень опасно; но даже и в вещах, кажущихся малыми, не презирай заповеди. Если же приметишь относительно их нерадение, то постарайся исправиться, ибо от такового нерадения приходит человек и в большие согрешения.

Вопрос 369, того же. Помысл внушает мне не вопрошать святых, чтобы уразуметь полезное, и по немощи моей презрев оное, не согрешить.

Ответ Иоанна. Помысл сей весьма вреден; отнюдь не слушай его. Ибо кто уразумев (полезное) согрешит, тот всячески осуждает себя; а кто согрешит не разумея полезного, тот никогда не осуждает себя, и страсти его остаются неисцеленными. Для того и внушает ему диавол (такой помысл), чтобы страсти его остались неисцеленными. А когда помысл внушает тебе, что ты не можешь исполнить ответа, по немощи, тогда вопрошай так: «Отец мой! Я желаю сделать то-то, скажи, что мне полезно, хотя я знаю, что, если ты и скажешь мне, я не могу исполнить и соблюсти сказанное; но лишь для того желаю научиться, дабы осуждать себя, что презрел полезное». Это ведет тебя и к смирению. Господь да сохранит сердце твое молитвами святых. Аминь.

370. Другой брат вопросил того же Старца, говоря: в чем состоит ложное знание? [100]

Ответ Иоанна. Ложное знание состоит в веровании своему помыслу, что дело точно таково, как кажется. Кто желает избавиться сего, пусть не верит ни в чем своему помыслу, но вопрошает обо всем своего Старца. Когда ответ Старца окажется согласным с тем, как думал брат, и тогда он не должен верить своему помыслу, говоря: «Я был поруган демонами, внушавшими покориться помыслу, будто бы я имею истинный разум, чтобы, когда я поверю им, низвергнуть меня стремглав в другое (зло). Старец же сказал истину, потому что он говорит по внушению Божию, и отнюдь не бывает поруган демонами». Как сам разумею, так сказал я и тебе, брату моему. Впрочем, не знаю, так ли это; помолись о мне.

Вопрос 371, другого. Брат предложил тому же Cтарцу: когда отягощаюсь помыслами, прошу старцев помолиться о мне, и лишь только услышу слова их, душа моя немедленно успокаивается.

Ответ Иоанна. Когда корабль обуревается волнами, то, если он имеет кормчего, тот премудростью, данною ему от Бога, спасает корабль, и плывущий в нем радуется, видя его благосостояние. Равным образом больного не мало веселит воспоминание о враче, а еще более его искусство; и путника, находящегося в опасности от разбойников, ободряет глас стражей, а тем более их присутствие. Ежели сие действительно так, то не гораздо ли более должен доставить веселия ответ отца всякому слышащему, особенно, когда он соединен с прилежною молитвою к Богу, сказавшему: молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16)? И когда, усваивая себе страдание своего члена (то есть ближнего), взывают они к своему Владыке Иисусу, говоря с сладчайшими слезами: Наставниче, Наставниче, погибаем (Лк. 8, 24) — не доставит ли сие веселия слышащему, что много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16)? Не обленимся просить у них молитв о нас. Хотя мы и недостойны, но Господь принимает ходатайство рабов Своих, как Он уже и показал сие по сказанному: волю боящихся Его сотворит, и проч. (Пс. 144, 19). Брат! Разбойники многократно убегали, слыша слова и голос сильнейших; так и мысленные разбойники, когда услышат ответы и гласы сильнейших, — тех, которые слышали от Владыки и Наставника своего Иисуса: дерзайте, Аз победах мир (Ин. 16, 33), и еще: се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк. 10, 19), — то, стыдясь, убегают с трепетом. Будем же просить святых помолиться о нас и стяжать себе (их ходатайство), ибо мы получаем от них прямую пользу. Помолись и о мне, чтобы я исполнил сие, и да не преобладает во мне делание шуйцы. Господь с тобою. Аминь.

Вопрос 372, того же. Так как ты некогда сказал мне, что и в вопросе о помыслах и в самых делах хорошо действовать свободно, то теперь объясни мне: в чем состоит свобода при вопросе?

Ответ. Свобода (при вопросе) о помыслах состоит в том, чтобы вопрошающий совершенно обнажал свой помысл вопрошаемому и не скрывал от него ничего, не изменял чего-либо ради стыда, равно не высказывал своего (помысла) как бы от лица другого, но от своего собственного, как и следует; ибо всего более вредит притворство.

Вопрос 373, того же. Скажи мне, владыко, какого рода свобода бывает в вещах? И как следует употреблять ее?

Ответ. Свобода есть истина, откровенно высказываемая, как например: кто нуждается в пище, одежде, или вообще в какой-либо вещи, тот должен сказать имеющему возможность дать ему оное. Свободу сию надобно обращать лишь к такому лицу, которое не соблазняется; ибо не все назидаются ею. Имеющий рассуждение назидается и радуется, а кто не таков, тот соблазняется. Употребляющий же ее должен употреблять не пристрастно, не для того, чтобы удовлетворить беспокоящую его страсть, а для того только, чтобы исполнить свою потребность. Если же ни лицо не соблазняется, ни страсть не примешивается, в таком случае хорошо действовать свободно. Надобно только оберегаться, чтобы не употреблять свободу пред кем-либо другим, легко соблазняющимся ею; лучше наедине сказать о том, в чем нуждаешься, имеющему удобство дать тебе то, и сохранишь от вреда помысл брата твоего. Так иногда, может быть по причине труда, бывает тебе нужно вкусить пищи ранее обыкновенного, а другой, узнав о сем, соблазняется; или просишь какую-либо вещь, а брат не назидается сим. Как уже сказано, хороша свобода, соединенная со страхом Божиим; ибо, когда, имея надобность в вещи, не объявишь сего, ожидая, чтобы другой сам по себе удовлетворял тебя, то может случиться, что он не знает о твоей надобности или знал, но забыл или медлит, желая искусить тебя, имеешь ли ты терпение; а ты соблазняешься на него и согрешаешь. А когда откровенно скажешь ему, то не случится ничего из вышеупомянутого. Приготовь же свой помысл, чтобы, попросив чего нужно и не получив — не скорбеть, не соблазняться и не роптать, но скажи помыслу: «Или он не может мне дать сего, или я не достоин того, и потому Бог не попустил ему дать мне». И остерегайся, как бы, вспоминая отказ, не пресечь свободы, которую имеешь к нему, чтобы, когда случится надобность, ты мог опять свободно попросить у него чего-либо; но во всяком случае, при отказе в получении вещи, сохраняй себя от смущения. Когда кто и сам по себе спросит тебя о вещи, в которой ты имеешь надобность, и тогда говори правду; если же, забывшись, скажешь: «Я в ней не имею нужды», — возвратись и скажи: «Прости меня, я раскаиваюсь в том, что сказал, ибо вещь эта нужна мне».