A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 415. Я слышал, что если кому явится три раза один и тот же сон, то и его надобно признавать истинным: так ли это, отец мой?

Ответ. Нет, это несправедливо; не надобно верить и такому сну. Тот, кто один раз явился кому-либо ложно, может сделать сие и три раза и более. Берегись, чтобы не быть поруганным (демонами), но внимай себе, брат.

Вопрос 416. Иногда вижу в сердце моем, что злые помыслы окружают мою мысль, как звери, но нисколько не могут вредить мне. Что сие значит?

Ответ. Это обольщение вражие, в котором сокрыто высокомудрие, с целью уверить тебя, что злые помыслы нимало не могут вредить тебе, дабы чрез то вознеслось твое сердце. Но ты не прельщайся сим, а вспоминай свою немощь и грехи и призывай в помощь на врага святое имя Божие.

Вопрос 417. Может ли кто сказать, что в грешнике живет Дух Святой? И если скажет, что он не имеет Его в себе, то как же, отец мой, сохраняемы бывают грешники?

Ответ. Святые удостаиваются иметь в себе Духа Святого и бывают Ему храмом. Писание говорит: вселюся в них и похожду (2 Кор. 6, 16). Грешники чужды сего, по сказанному: в злохудожну душу не выйдет премудрость (Прем. 1, 4). Сохраняемы же они бывают благодатью Его. Итак, во всем будем воссылать благодарение неизреченной Его благости и человеколюбию. Ему слава во веки, аминь.

Вопрос 418. Когда скорблю о чем-нибудь, помолюсь и получу помощь от неизреченной благости Божией, то помысл мой возносится тем, что я был услышан; как же поступать мне?

Ответ. Когда помолишься и, получив (просимое)

Посему душа и не возносится, но трепещет и славословит.

Вопрос 419, того же. Когда я, отец мой, спрашивал тебя о долготерпении, ты сказал, что оно, как и всякое благое дело, есть дар Божий, а теперь касательно молитвы сказал, что помощь бывает иногда и не от Бога. Изъясни мне различие сего.

Ответ. Если с самого начала благое дело, то есть молитва, было по тщеславию, то, без сомнения, и оно от диавола. Если же в начале ты не имел тщеславия, а принял его впоследствии, то ради тщеславия ты разорил хорошо начатое, подобно тому, как если клал стену и, не докончив, разрушил ее. Но когда тщеславие бороло тебя, а ты не принял его, то оно нимало не повредило тебе.

Вопрос 420. Многократно случается, что во время псалмопения ощущаю в себе высокомудрие; что должен я тогда сказать помыслу?

Ответ. Когда сердце возносится при псалмопении, вспоминай написанное: преогорчевающии да не возносятся в себе (Пс. 65, 7). Преогорчевать же значит именно «не пети [105] разумно» со страхом Божиим; испытай, не развлекается ли твой помысл при псалмопении, и непременно найдешь, что он развлекается, а следовательно и ты преогорчеваешь Бога.

Вопрос 421. Когда отягощаюсь помыслами при псалмопении, или без оного, и призываю в помощь имя Божие, то враг внушает мне, что непрестанное призывание имени Божия ведет к возношению, ибо человек может при том думать, что он хорошо делает. Как надлежит помышлять о сем?