A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ. Если хочешь помолиться о многих предметах, то поелику Бог знает, в чем мы имеем нужду, молись так: «Владыко Господи, Иисусе Христе, настави меня по воле Твоей!» Если же о страстях, то говори: «Исцели меня по воле Твоей». А когда об искушениях, говори: «Ты знаешь полезное мне, помоги моей немощи и даруй мне, по воле Твоей, избавление от искушений».

Вопрос 436. Когда долго пребываю в молитве, должно ли повторять одни и те же слова?

Ответ. Нет; но вникай в силу оных. Только надобно наблюдать, чтобы предоставлять (все) воле Всемогущего Бога, и самая цель молитвы должна быть та, чтобы просимое нами было по воле Божией.

Вопрос 437. Если кто желает благочестиво распорядиться своим имуществом или предоставить оное кому-либо, сообразно с волею Божиею, и не знает, как надлежит сие сделать, и не имеет возможности получить наставление от отцов, — что он должен говорить в молитве?

Ответ. Пусть молится так: «Господи! Я в руках Твоих, Ты знаешь полезное мне, наставь меня по воле Твоей, не попусти мне впасть в заблуждение и злоупотребить имуществом; оно принадлежит Тебе, и Ты владычествуешь им. Устрой же, Владыко, чтобы сие совершилось в страхе Твоем, ибо Твоя есть слава во веки, аминь».

Вопрос 438. Когда сижу за чтением или за рукоделием и хочу помолиться, помысл побуждает меня, чтобы я обратился к востоку, — как я должен делать, отец мой?

Ответ. Сидишь ли ты, ходишь ли, занят ли чем, ешь ли или иное что делаешь ради потребности телесной, к востоку ли или к западу случится быть обращенным, не сомневайся молиться, ибо мы получили заповедь делать сие непрестанно и на всяком месте. В Писании сказано: путесотворите Возшедшему на запады, Господь имя Ему (Пс. 67, 5), а это показывает, что Бог везде. Когда и голова у тебя покрыта, не оставляй молитвы, но наблюдай лишь то, чтобы делать сие не с пренебрежением.

Вопрос 439. Помысл внушает мне: ты согрешаешь во всем и потому должен при каждом слове, деле и помышлении говорить: «Согрешил я», ибо если не скажешь: «Я согрешил», то (значит) считаешь себя не согрешившим. Меня весьма беспокоит то и другое: говорить это во всяком случае я не в состоянии, а если не скажу, то думается мне, что погрешаю.

Ответ. Мы должны всегда иметь такую уверенность, что согрешаем во всем — и в слове, и в деле, и в помышлении, а говорить при всяком случае: «Я согрешил», не можем. Это внушают демоны, которые хотят повергнуть нас в уныние. Они же внушают нам, будто если не говорим таким образом о каждом своем деле, то считаем себя не согрешившими. Но вспомним Екклезиаста, который говорит: время молчати и время глаголати (Еккл. 3, 7). И поутру за (прошедшую) ночь, и ввечеру за день скажем с умилением в молитве нашей ко Владыке Богу: Владыко! Прости мне все имени ради Твоего Святого и исцели душу мою, яко согреших Ти (Пс. 40, 5). И достаточно тебе сего, подобно тому, как если кто-либо, имея постоянного заимодавца, берет у него (деньги) разновременно и, не будучи в состоянии каждый раз рассчитываться с ним в точности, расплачивается вдруг; так и здесь.

Вопрос 440. Так как случается, что в то время, когда я занимаюсь псалмопением, я рассеиваюсь или блуждаю (мыслью), то что мне делать?

Ответ. Если уклонишься мыслью в рассеяние, то возвратись и начни с тех слов предлежащего псалма, которые удержались в памяти. Если же, возвратившись один, два и три раза, затрудняешься вспомнить слова, на коих прервалось твое чтение, или, вспомнив, затрудняешься найти то место, с которого следует продолжать чтение, то начни тот же псалом с самого начала. Цель врага — та, чтобы забвением воспрепятствовать славословию. Читать предлежащие псалмы в последовательном порядке есть славословие, а не рассеиваться (при сем) возможно лишь тем, которые имеют чистые чувства; но мы еще немощны. Когда же заметим свою рассеянность, возвратим трезвенность к уразумению читаемого, дабы иначе не послужило оно нам в осуждение.

Вопрос 441. Если же развлекусь (умом) в молитве, что мне делать?

Ответ. Когда молишься Богу и развлечешься умом, то подвизайся, пока не помолишься без рассеяния, и бодрствуй твоим умом, чтобы не развлекаться. Если же сие продлится, то хотя в конце молитвы укори себя внутренне и скажи с умилением: «Господи, помилуй меня и прости мне все согрешения мои!» — И получишь прощение во всех согрешениях и в рассеянности, бывшей во время молитвы.

Вопрос 442. Когда брат читает псалмы, то помысл мой иногда пребывает мирен, иногда же развлекается. Что мне должно делать?