A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions
Ответ Варсонофия. Брат! Относительно того, о чем ты, спросил, не возмущайся, дабы не сделать чего-либо опрометчиво, особенно в отношении человека, который смущен помыслами и завистью диавольскою, подобно тому, как и ты был искушен и на время увлечен был помыслами; и если вспомнишь, что и ты тогда страдал, то не уничижишь брата твоего в его искушении. Многие больные, находясь в помрачении мозга, происходящем от сильной горячки, вспоминают и говорят, что придет им на ум, и досаждают здоровым, которые им служат, сами не зная того, потому что болезнь совершенно овладевает ими. И если в то время кто-нибудь скажет ему о враче, то он не примет врачевания. Больной не знает, что ему полезно, и принимает за пустословие то, что ему говорит кто-нибудь, и когда досадует, гневается и просит той пищи, которая скорее вредна, чем полезна ему, — сам не знает, что делает. Так и искушаемый, хотя и погубляет душу свою, не знает сего. Если бы и святым, которые состраждут ему о душе его, досадил и уничижил их, то не знает сам (что делает), ибо упился страстью недуга, по действию сопротивного, который всегда и все извращает перед ним, пока не достигнет того, чтобы он отрекся и от Самого Бога. Так и в указанном случае. Но зная как сие, так и то, что Бог смотрительно попускает нам быть искушенными, дабы мы явились перед Ним искусными, будем снисходить к ближнему во время брани его чувственной и мысленной, ибо сказано: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Кто согласится с больным, дает сие согласие не на то, чтобы исполнять волю его или чтобы дать ему вредное, а на то, чтобы понести от него досады и остеречься дать ему что-либо вредное для него. Так и в упомянутом деле. Не в том, чтобы исполнять волю немощного, состоит оное попечение о нем, а в том, чтобы помолиться за него, и если сам (обиженный) недостаточен к сему, то пусть попросит тех, которые могут умолить Бога — избавить того (немощного) от постигшего его искушения, и таковой уподобится Марфе и Марии, сестрам Лазаря, молившим Владыку воскресить брата их. Кто поступит так, не должен помышлять, что он сделал нечто великое, ибо он сделал лишь то, что показывают другие в отношении его самого: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). И не подумай, что, получив от брата удар, ты потерпел нечто великое, ибо Господь неба и земли потерпел биение и все прочие страдания. Не покушайся выйти из места своего и разлучиться с братом твоим, ибо это будет не по Богу, но исполнение воли диавола, и если ты решишься на сие, враг не успокоится, но подвигнется еще и на худшее, ибо от злого не происходит ничего благого. Это лишь непокорность и неразумие: идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь (Иак. 3, 16). Никто и вовеки не исцелится от сего, кроме отсекающего свою волю и подвизающегося не любопытствовать о ближнем, — и никогда не спрашивать: «Что значит то или другое?» А кто говорит: «И я хочу этого», тот делается сыном диавола и бывает чужд Бога; очевидно, что он хочет исполнить свою волю, а не волю Божию. Мужайся, брат, Бог да покроет тебя, помолись от всей души о брате твоем и возлюби его о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава, во веки, аминь.
481. Прошение. Брат просил того же Великого Старца помолиться о нем. Прости меня, что я много беспокою тебя, но верую в Бога, что Он молитвами твоими укрепит меня, и тогда уже не буду столько беспокоить тебя.
Ответ Варсонофия. Те, которые суть чада Божии, несомненно бывают и наследниками Его благости, долготерпения, кротости, человеколюбия и любви, ибо если они чада Божии, то и боги, а если боги, то и господие, и если Бог свет есть (1 Ин. 1, 5), то и они светила, а потому если бы Бог, когда Его просят, отягощался и унывал, то могли бы и они; но так как Он не скорбит, когда Его просят, а, напротив, радуется, то должны радоваться и они. Ветхий Завет говорит: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Лев. 19, 18). Новый же, указывая путь к совершенству, заповедует полагать друг за друга душу (см. Ин. 15, 13) и, как Сам, Совершенный и Сын Совершенного, положил за нас душу Свою. Итак, святые радуются, когда их просят, будучи совершенными, как Отец их совершен есть (Мф. 5, 48). Просите же их, и они неленостно подадут вам (просимое), потому что они не расслабленны и не ленивы, как я; помолитесь, чтобы и я был причислен к лику их, тогда и я буду просить Бога (даровать) вам, по прошениям вашим, прежде всего силу свыше и любовь к Нему, и чтобы Он утвердил сердца ваши в страхе Своем и в вере к Нему. Пребудьте в несомненном уповании о получении от Него милости, и Он сотворит по преизбыточествию, ихже просим или разумеем (Еф. 3, 20). Тому слава во веки, аминь.
Вопрос 482. Один брат просил авву общежития, в котором были святые старцы, дать ему келлию близ них. Авва согласился на сие, а брат в то время пошел к одному иноку, и тот стал его просить поселиться близ него, в особенной келлии. Но брат отвечал, что не может сего сделать без совета старцев и аввы, который уже согласился дать ему келлию, и, пришедши, вопросил другого Старца, как ему поступить.
Ответ Иоанна. Брат! Господь заповедал нам честию друг друга болша творяще (Рим. 12, 10). Итак, если мы, по любви, которую имеем к тебе о Боге, скажем тебе: «Поселись около нас», то покажем на деле, что предпочитаем тебя брату. Если же скажем тебе: «Оставайся при нем», то любовь твоя, может быть, подумает, что мы отвергаем тебя, не имея к тебе любви. Но дознай расстояние мест сих и пользу для души твоей от того и от другого и поступи по словам апостола: вся же искушающе, добрая держите (1 Фес. 5, 21). Я сказал сие из любви по Богу. Прости меня, брат мой, Господа ради.
Вопрос 483, к Великому Старцу. Некоторый инок, живя в чужой келлии, построил себе келлию около нее. И пришел к нему брат, нуждающийся в келлии; он дозволил ему поселиться в построенной им, а тот просил утвердить за ним оную записью. Инок на сие согласился, если дозволят старцы, с тем однако же, чтобы каждую неделю брать себе по два сосуда воды, находившейся при той келлии. А они вопросили о сем Великого Старца.
Ответ Варсонофия. Это не иноческое дело, потому что если вы требуете друг от друга письменных актов, то вам придется и судиться, а сие не свойственно любви. Но пусть лучше брат без всякой записи живет в келлии, и если владелец ее пожелает вывести его на некоторое время, то он должен выйти со смирением, отнюдь не противореча. Если же и сам владелец той келлии придет, желая наполнить водою два свои сосуда, но живущий в келлии не позволит ему сего делать, то и он не должен смущаться, но со смирением сделать ему поклон, взять свой пустой сосуд и удалиться, говоря: «Брат! Прости меня Господа ради, что я тебя оскорбил, и помолись о мне». Также и потом должен внимать себе, чтобы не возмутиться гневом. И ради его смирения сохранит Бог и брата его от вражды диавольской, так что тот придет в умиление, устремится вслед его и поклонится ему о том, чтобы он возвратился и наполнил свой сосуд, и сам подержит оный вместе с ним. И тогда любовь Божия покроет того и другого, и спасет их человеколюбец Бог.
Вопрос 484. Если же келлия эта требует поправки, должен ли живущий в ней поправлять ее на свой счет, и так как она не его собственная и он предполагает когда-нибудь оставить ее?
Ответ. Если человек уверен в том, что все, что он ни имеет, есть Божие и общее всех верных и никто не имеет собственно своего, то не должен так думать: это есть дело плотского разумения. Когда живущий в келлии сделает издержки на ее устройство и не останется в ней, то другой брат, находя в ней себе покой, всегда будет благословлять того, который прежде потрудился на сем месте и поправил келлию на свой счет. Если бы мы были уверены, что истинен Тот, Который сказал: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2), и воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16, 27), и еще: даст ти Господь по сердцу твоему (Пс. 19, 5), то не допустили бы до того, чтобы брат безвременно был изгнан из келлии, но всегда взывали бы к нему: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Евр. 13, 5).
Вопрос 485. Брат вопросил того же Великого Старца: прости меня, отец и господин мой, что осмеливаюсь говорить. Мне кажется, что господин авва любит одного (брата) более других, и помысл беспокоит меня, внушая, что он человекоугодничает, ибо дает другим, чего бы они ни захотели, а мне отказывает. Однажды попросил я сделать у меня окно, но он не исполнил сего; в другой раз попросил немного извести, и он также отказал мне, а другим дает. Для чего он так делает и что мне отвечать тому помыслу?
Ответ Варсонофия. Брат! Надобно потерпеть, ибо Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19), и апостол: терпения бо имате потребу (Евр. 10, 36), и проч. Если Бог восхотел испытать тебя, можешь ли ты потерпеть что-либо, то ужели ты окажешься не имеющим терпения? Сколько лет вы уже владеете сими келлиями в таком виде, и до сих пор вы ничего не говорили; но когда видите, что другие делают что-либо, тогда тотчас возгораетесь (от зависти) как от огня. Почему не сказал ты своему помыслу: «Все время я прожил, ужели не потерплю и (остальные) немногие дни?» А когда помысл скажет тебе: «Как же (авва) другим сделал?», то отвечай ему: «Потому что они святы, а я недостоин, и (напротив) достоин всякого оскорбления». Если ты считаешь авву твоего человекоугодником, а он в самом деле не таков, то ты погубляешь душу свою; если же он и действительно человекоугодник, то ты не дашь за него ответа, а он должен дать ответ за тебя. Кто желает получить что-либо (и не получает сего), тот должен рассмотреть время, удобства и досуг, и тогда узнает, почему не случается то, чего он желает; но и не дознав сего, не должен порицать кого-либо другого, а себя, говоря: «Я недостоин». Так и ты, брат мой, можешь избавиться от сего помысла. Таков путь желающих спастись и жить по Богу.
Вопрос 486. Некогда один из старцев жил в том общежитии, в котором были сии святые старцы. И когда служащий ему брат вопрошал его, что ему приготовить для трапезы, он отвечал с гневом: «Что хочешь, то и приготовь», а брат скорбел о сем, не зная, что делать. (Другие же) спросили Великого Старца: xopoшо ли (тот отец) поступает, отвечая таким образом, или нет?
И он отвечал. Мне не следует никого осуждать, ибо кийждо бо свое бремя понесет (Гал. 6, 5); но, как мне кажется, подобный ответ наносит скорбь ближнему, хотя бы (старец) поступал так и для обучения брата (в терпении), но он должен сказать ему со смирением: «По состоянию моего естества мне нужна теперь такая-то пища». Пусть брат нехорошо ее приготовит, но и тогда старец должен быть ему благодарен, ибо он хотя и худо, а служит ему. Если же брат хорошо или худо исполняет оное дело, а старец гневается на него, это хуже всех страстей; такой гневается неразумно, и это не есть рассуждение по Богу, а скорее действие диавольское. Однако служащий брат должен переносить сие с терпением, потому что кто снисходит брату своему по страху Божию, на том почивает Дух Божий.
Вопрос 487. Тот же старец, когда его почитали, и авва и братия того общежития угождали ему, по страху Божию, не понимал сего, но как бы утесняемый и не получавший должных услуг, тайно удалился оттуда. Они же, узнавши потом, где он живет, хотели пойти и упросить его возвратиться к ним, ибо слышали, что он скорбит. И вопросили о сем того же Великого Старца, приводя и слово апостольское: да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2 Кор. 2, 7).