A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ. Апостол сказал сие потому, что предал оного (коринфянина) сатане, и тот имел причину скорбеть, как отлученный апостолом; потому-то, видя его раскаяние, и сказал: утвердите к нему любовь (2 Кор. 2, 8). Если и вы сознаете, что вы изгнали того Старца, то должны пойти и сделать ему поклон, (прося) чтобы он возвратился. Если же он ушел по своей воле, то хотя вы и пойдете к нему, Бога ради, самооправдание его усилится; ибо он тогда будет иметь такое расположение сердца, что будто снова возвращается на скорбь; и как скоро встретится с ним что-нибудь (неприятное), всегда будет говорить: «Я был вдали, а меня принудили возвратиться». Оставьте его лучше, пусть помыслы сокрушат его несколько и он раскается, что ушел отсюда, ибо хотя он и утеснится телом, но дух его получит пользу, потому что гордость и самооправдание отступят от него, когда он увидит себя во многих скорбях. Тогда вспомнит он покой, который имел в общежитии, и возвратится со смирением и чувством благодарности вместо неблагодарности.

Вопрос 488. Но что если он хотя и раскается, однако же постыдится возвратиться?

Ответ. Если он раскается и укорит себя, говоря: «Я виновен во всем», тогда Бог, сказавший чрез пророка Своего: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26), видя, что сердце его укротилось, наставит его во страхе Своем к тому, что ему полезно, ибо сказано: наставит кроткия на суд и научит кроткия путем Своим (Пс. 24, 9). И если он более получал пользы на первом месте своего жительства, то и убедит сердце свое со смирением возвратиться туда.

Вопрос 489. Брат, бывший прежде в мирском воинстве, пришел в общежитие и вопросил того же Великого Старца, может ли он покаяться?

Ответ Варсонофия. Брат! Бог никого не отвергает, но всех призывает к покаянию. Приступающий же к Нему должен приступить от всего сердца, сеять с надеждою пожать и до последнего издыхания ожидать искушения.

Вопрос 490. Помилует ли его Бог и теперь?

Ответ. Сын мой! Поприще открыто, и желающий спастись слышит Иисуса, взывающего к нему: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы… и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 28–30). Вникни в то, что ты слышишь: кроток и смирен, чтобы и мы научились тому же от Него. Приступающий к Богу не должен ослабевать и бояться, иначе он никогда не положит начала в пути своем. Бог зрит на его сердце и судит по намерению. Он знает немощь человеческую, что сам по себе человек ничего не может сделать, но все есть Той (Сир. 43, 29), и Он дает достойному силу — сотворите силу (см. Пс. 59, 14). А когда (Господь) удержит силу крепкого, где тогда бывает окаянный человек? И если удержит премудрость премудрого и изменит сердце его, то премудрость его исчезнет, и он сделается невеждою и безумным. Итак, приступим к Богу с надеждою, зная, что Он подает нам силу. Приготовь душу твою к подвигу, и не только к подвигу, но и к тому, чтобы быть увенчану. Господь молитвами святых да поможет тебе по воле Своей. Аминь.

491. Прошение того же к тому же Великому Старцу. Помыслы мои мечтательно представляют мне мир, понуждая возвратиться в него. Окажи мне милость, да покроют меня молитвы, потому что я, хотя и нахожусь в тех же самых грехах, помолился Богу, чтобы Он удостоил меня жить под вашим покровом.

Ответ Варсонофия. Сын мой возлюбленный! Мужайся с Господе. Бог призвал тебя, — не ослабевай, но уповай. Начало богоугодного делания сопряжено с бранями, но Господь сокрушает их (см. Исх. 15, 3). Служение мира сего — тьма, и достояние его — мука вечная. Служение же Божие есть свет, и наследие его — жизнь вечная. Размягчи теперь сии две крупицы и тогда избери себе, что хочешь. И придет к тебе Некто велегласный и пробудит твое, еще холодное, сердце, и подаст тебе силу идти быстро, как следует. Не ужасайся, — ты имеешь руководителя к Владыке Богу.

492. Прошение того же к тому же Великому Старцу. Помилуй меня, владыко, я сам являюсь причиною беспокойства, которое происходит от восставшей на меня брани, но да упразднят ее твои молитвы. Беседуя с пришедшими ко мне братиями моими по плоти, я потерял, что было во мне доброго, ибо (после) повторял в воображении их беседу, так что мне казалось, будто пребываю вместе с ними. Но помоги мне в великой моей немощи и боязни относительно пути спасения. Не знаю, как молить мне Бога, призвавшего меня, когда я поспешил удалить Его от себя и в один час забыл все благодеяния Его. Итак, прошу тебя, помилуй меня, ибо я много согрешил, и брани, происходящие от моей немощи и маловерия, не оставляют меня. Нельзя ли и не полезно ли мне будет удалить от себя свойственников, чтобы они не приходили ко мне и не напоминали мне мирских обольщений? Вы знаете это. Сердце мое еще холодно, а потому и свидания с родными наводят на меня только смущение и брань. Вчера, ради вашего покровительства, помыслы немного отступили от меня; но сегодня, когда я несколько уединился для изучения одного псалма, они так сильно напали на меня, что я потел от изнеможения. Итак, прошу тебя, не предай меня врагам моим, но твоею силою укрепи мою немощь и упраздни их (козни), ибо они довольно уже владели мною. Ты видишь мое сердце, что не легко мне переносить брани. Да не буду же побежден по моей немощи и потому, что не знаю их лукавства. Да не впаду в сети их, в которых я уже много времени находился, прежде нежели пришел к вам. Прости меня и помолись о мне, благой отец мой.

Ответ Варсонофия. Возлюбленный брат мой! У Владыки нашего Бога есть книга, в которую записываются приходящие искренно работать Ему, и дары (за их услуги) записываются также с первого дня. Я молил Его, не хотящего смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему (Иез. 33, 11), чтобы Он вписал тебя в нее со спасающимися, и Он помиловал и тебя со мною, и тотчас вписал тебя, — Тот, Который всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4). Туне приял (см. Мф. 10, 8) ты сие; теперь уже от тебя самого зависит, остаться там записанным или нет. При твоем желании, поможет тебе Глаголющий: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте (Ис. 1, 19), и проч. Вот я сказал тебе, внимай же себе, чтобы не быть исключенным из такого воинства и не получить неисцелимой раны. Исключенный из сего воинства, ты и в мире никуда не будешь годен. Господь да покроет тебя от лукавого и да сохранит в жизнь вечную. Аминь. Сын мой! Остави мертвых погребсти своя мертвецы (Мф. 8, 22), и увидишь, как прославляется Бог в совете святых Своих.

493. Прошение того же к тому же Великому Старцу. Авва, Господа ради, помилуй меня. Когда я отдыхаю наедине, на меня восстают мечтания, и бываю в туге душевной, как будто кто нападает на меня, так что это продолжается и во время сна, и я лишаюсь отдыха. Притом же я боязлив по природе, и брань сильнее восстает на меня, и я почти совсем не могу заснуть. А если и засну немного, то, как я уже сказал, в беспокойстве и малодушии, так что ощущаю изнеможение в теле и не в состоянии бываю двигаться. Впрочем, ты, владыко, зная, что мне полезно, так и сделай со мною, благой отец мой! Прости меня, грешного и много страждущего.

Ответ Варсонофия. Брат! Ты должен прославить Бога за то, что Он оправдывает на тебе слово Писания, которое говорит: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете (1 Кор. 10, 13). По силе твоей попускает Он тебя обучаться брани духовной; великих же (мужей) по силе их испытывает в великих искушениях, и они радуются сему, ибо искушение приводит человека в преуспеяние. Где предстоит благое, там бывает и брань. Итак, не бойся искушений, но возрадуйся (в них), потому что они ведут тебя к преуспеянию. Презри это искушение, — Бог помогает тебе и покроет тебя.

494. Прошение того же к тому же. Святой отец мой! Будучи немощен и грешен, я не имею дерзновения попросить чего-либо у благоутробного Бога, и потому прибегаю к тебе, помолись о мне грешном, да сподобит меня Бог служить Ему и да подаст мне силу и разум, ибо я во всем том (как и твое сердце знает) имею нужду, будучи ничтожен по всему. Я верую, благой отец мой, что молитвы твои сильны умолить Бога о грехах моих, да презрит Он их и соделает меня достойным начать благословенный путь, дабы, идя по нему разумно, наставляемый твоею милостью, благословенный (отец мой), я принес подобающую благодарность человеколюбивому Богу, Который через тебя сподобил меня всех благ. Прости меня, безумного и дерзновенного, и молись о мне.