A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ Варсонофия. Брат, или, лучше сказать, сын мой!

Не унывай и не расслабевай, но усердно стремись наследовать град святых и избранных. Приобрети веру, надежду и любовь, и они приведут тебя во святое смирение, к матери всех добродетелей, и спасешься во веки веков, аминь.

495. Прошение молитвы. Так как я грешен и, по телесной моей немощи, недостаточен сделать что-либо благое и угодное Богу, то прошу тебя, владыко, помолись ты о мне, прогневавшем Бога, и ничего, как я уже сказал, не могущем сделать, потому что немощь мне препятствует.

Ответ Варсонофия. Блажен ты, брат, если действительно ощущаешь, что имеешь грехи; ибо кто ощущает их, тот гнушается ими и всячески удаляется от них. Ощущать грехи свои и просить помощи у отцов, чтобы их молитвами к Богу избавиться от грехов и ожидающих (грешника) мук, это уже и есть часть покаяния. Мы молимся о тебе, а ты старайся, по силе твоей, приобрести смирение и покорность. Не настаивай ни в каком случае, чтобы было по твоей воле, ибо от сего рождается гнев; не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум, отсюда же является нерадение и рождается сердечное нечувствие. Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божием, ибо чрез сие согревается сердце небесным огнем, как сказано: и в поучении Моем разгорится огнь (Пс. 38, 4). Не печалься, брат: призвание твое от Бога; не унывай и не расслабевай; Бог не требует от тебя того, что выше силы твоей, но (труда) по возможности. Храни уста твои от праздного слова и пустословия, и да не навыкает сердце твое злым словам. И вместе с молитвою святых повергни пред Богом силу твою, говоря: милостив буди мне, грешнику (Лк. 18, 13). И Он помилует тебя и сохранит и покроет от всякого зла, чтобы ты от тьмы перешел к истинному свету, от прелести к истине, от смерти к жизни о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

496. Прошение того же к другому Cтарцу. Авва! Господа ради прости моему бесстыдству и безумию и помоги мне, впадшему во многие грехи. Если тот, кто и один грех сделает пред Богом, должен много каяться, то что делать мне, совоспитанному со грехом? Я, при всякой возможности, не переставал прогневлять Бога, и нуждаюсь в ваших молитвах, чтобы отпустил мне грех. Непрерывно надобно мне учиться пути сему, — мне, который после различных приключений [109] и многих зол пришел сюда, по великому благоутробию Божию, и потому прошу тебя, преподобный отец мой, окажи мне милость и, как знаешь, наставь меня. И помолись о мне, чтобы я соблюдал святые твои заповеди, которые повелеваешь мне исполнять.

Ответ. Брат! Ты приступил к Распявшемуся за нас, потому возьми и ты свой крест и последуй Ему, возвергая попечение свое на Него, творящего по преизбыточествию, ихже просим или разумеем (Еф. 3, 20). Яко Той печется о вас (1 Пет. 5, 7). Итак, не устрашайся, и поможет тебе Христос. Только ты, сын мой, имей в уме слово Божественного Писания и приготовление, указанное в сих словах: чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение (Сир. 2, 1), и что муж без искушений не потребен, и еще: блажен человек, иже претерпит искушение, зане искусен быв (Иак. 1, 12), и проч. Не устрашая тебя, брат, говорю так, но утверждая сердце твое в страхе Божием, на пути Его. Ибо и все святые преуспели чрез многие искушения и скорби и угодили (Богу), при помощи благодати Его. Не бойся и не ослабевай. Веруем, что Бог есть насаждаяй тя и напаяяй и возращаяй (1 Кор. 3, 7) молитвами святых. Аминь.

Вопрос 497. Что мне делать, отец мой? Я страдаю от блудной страсти.

Ответ. Сколько можешь, утомляй [110] самого себя, впрочем, по силе своей, и надейся не на это, но на любовь от Бога и на покров Его, и не предавайся унынию, ибо уныние служит началом всякому злу.

Вопрос 498. Когда я говорю брату, то часто с гневом произношу слова; а стараясь сказать как бы с любовью, тотчас чувствую скверное услаждение и движение в теле, так что без сего не могу взглянуть на лицо братнее, — что мне делать, отец мой?

Ответ. Говорить брату с гневом или с любовью при (страстном) движении тела — и то и другое есть смерть. Итак, отвергнув и первое и последнее, говори брату твоему, как говоришь обыкновенно, и поможет тебе Бог; притом же, береги очи твои и помолись о мне.

Вопрос 499. Что мне делать? Меня беспокоит брань чревоугодия, сребролюбия и других страстей.

Ответ. Когда борет тебя страсть чревоугодия, то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует. И в отношении сребролюбия поступай подобным же образом: пока беспокоит тебя брань, отнюдь не приобретай ничего лишнего, даже до рубашки и глиняного сосуда, и в самых малых вещах подвизайся (против сребролюбия). Когда же, при помощи Божией, победишь сию брань, то приобрети, по Богу, нужное тебе. И при других страстях поступай таким же образом.

Вопрос 500. Брат, живший вместе с некоторым старцем, вопросил того же Старца Иоанна о мере в пище и сне и о смущении, которое с ним случается, когда ему кажется, что старец неправо поступает в чем-либо.

Ответ. Старцы говорят, что успокоить ближнего есть добродетель, и притом великая, особенно же когда кто сие делает не потому, чтобы побеждаем был чревоугодием, или не по невоздержанию. Давай телу столько, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день. Если человек и один раз в день ест, но безрассудно, то какая ему от того польза? Со свободою спроси, чего желает старец. Когда вы оба живете по Богу, то и он, со страхом Божиим, должен откровенно говорить с тобою; и что, по его словам, успокаивает его, то ты и исполни, и сие будет согласно с волей Божией. — Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его. Впрочем, рассудительный человек понимает, как и отчего сие с ним случается. От нас требуется посильный труд — и только. Бог же покрывает и укрепляет наше бессилие Своею помощью. Ибо Ему слава во веки, аминь. Помолись о мне, брат, и сделай милость, когда беседуешь с ближним, рассуждай: если говоришь с ним со смирением, рассудительно и безмятежно, то продолжай разговор; если же что-нибудь не так, то удержи свой помысл и укори его, и он успокоится. Не смущайся тем, что делает старец твой, говоря себе: «Бог знает полезное», — и ты успокоишься. Впрочем, напомни старцу со смирением и оставь его, пусть делает как хочет. Помолись о мне, честнейший брат!