A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ. Спор, продолжающийся и после поклона, показывает, что он есть дело диавольское, и не должно поступать по словопрению, ибо отцы говорят, что излишнее происходит от демонов.

Вопрос 539. Брат вопросил Великого Старца, полезно ли ему безмолвствовать?

Ответ. Желая идти путем Божиим, не ищи себе чести. В чем же состоит путь Божий, если не в том только, чтобы человек во всем отвергал свою волю и считал себя последнейшим и самым меньшим изо всех. Такой может идти путем сим, ибо кто не отсечет своей воли и не возложит упования своего на Господа, не может сего сделать. На нем исполняется слово Евангелия: ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам (Мф. 7, 7). В сем состоит жизнь и спасение. Поревнуй приобрести сие, ибо нет другого пути кроме сего. Брат! Не подвергнись (бесовскому) поруганию.

Вопрос 540. Что мне делать, отец мой, брани утесняют меня и все сильнее восстают на меня. Скажи мне, какой признак того, что я имею упование на Бога, и какой признак прощения грехов? И как мне пребывать в келлии по Богу?

Ответ. Брат! Время браней есть время делания: не расслабевай, но делай. Веди брань, и когда она усиливается, укрепляйся и ты, взывая: «Господи Иисусе Христе, Ты видишь немощь мою и скорбь мою, помоги мне и избави мя от гонящих мя… яко к Тебе прибегох (Пс. 141, 7; Пс. 142, 9)», и помолись, чтобы получить тебе силу служить Богу в чистом сердце. Признак упования на Бога состоит в том, чтобы отвергнуть от себя всякий помысл попечения о плоти и отнюдь не думать, что имеешь нечто в сем веке, ибо иначе будешь иметь упование на то, а не на Бога. Признак прощения грехов состоит в том, чтобы возненавидеть их и не делать более. А когда человек размышляет о них, и сердце его услаждается ими, или он и совершает их на деле, — это есть знак, что грехи еще не прощены ему, но он еще обвиняется в них. Пребывать в келлии по Богу значит осуждать себя, когда услаждаешься в сердце красотою келлии или телесным покоем своим, и говорить: «Горе мне грешному! Я имею все сие на осуждение самому себе, и недостоин сего, а другие, достойные, терпят тесноту, скитаясь и не находя телесного покоя. Господи Иисусе Христе, прости меня и за сие, ради имени Твоего, нареченного на нас». Господь да укрепит и да утвердит тебя, сын мой, чтобы ты преуспел и пришел в меру совершенную. Аминь.

Вопрос 541. Брат вопросил другого Старца, Иоанна: Отец мой! Помолись о мне, Господа ради, и скажи мне: хорошо ли многократно просить отцов за нас, хотя они уже и уверили нас, что делают это? И не кажется ли, что мы некоторым образом искушаем их чрез сие?

Ответ Иоанна. Брат! Много раз писал я тебе о молитве, что мы, по заповеди Божией, должны молиться друг за друга; особенно же когда один просит о сем другого, тогда еще гораздо более обязаны мы сие делать. Итак, мы не можем не молиться по силе нашей. Просить же молитвы отцов наших полезно, ибо сказано: молитеся друг за друга (Иак. 5, 16), и еще: не требуют здравии врача, но болящии (Лк. 5, 31), и не должно пренебрегать сим, вспоминая неотступность (упоминаемой в Евангелии) вдовицы к судии неправедному. И так, как Отец наш Небесный весть, ихже требуем, прежде прошения нашего у Него, то почему же не сказал Он: «Не просите, — Я знаю, чего вы желаете, прежде нежели будете просить Меня», но Сам сказал: просите и дастся вам (Мф. 7, 7), и проч. И потому хорошо просить, чтобы и получить, по Его обетованию. Когда просишь молитвы (у Старца), скажи ему: «Авва, я страдаю сильно и прошу тебя, помолись о мне, как ты знаешь, ибо я имею нужду в милости Божией». И Бог, как Ему угодно, окажет тебе милость Свою, ибо Ему свойственно человеколюбие; Ему и слава во веки, аминь.

Вопрос 542. Если кто-нибудь, вкушая пищу вместе с братиею, скорее других удовлетворит свою потребность, хорошо ли ему просить у аввы (благословения) встать, или должен он сидеть, пока все встанут? Также, если он свою часть хлеба разделит соответственно всем снедям, не лучше ли так будет?

Ответ. Если кто, сидя на трапезе, приметит, что требование тела его удовлетворено, и он не может сидеть, не продолжая есть, то пусть просит (благословения) встать. Впрочем, лучше сидеть (до конца трапезы) и не есть, а самое лучшее — разделить свою часть хлеба на все снеди.

Вопрос 543. Братия, желая воздержаться, спросили авву, не повелит ли он им вставать из-за трапезы прежде прочих братий, потому что, оставаясь за нею, они не в силах бывают победить свое чрево. Когда же авва повелел им вставать, то некоторые соблазнились и осуждали их, не разумея пользы, которая от сего происходит, и послали вопросить о сем того же Старца.

Ответ. Они, как делатели внимательные к душам своим, делают сие, подвизаясь в воздержании, чтобы, оставаясь за трапезою, не увлечься съесть еще сколько-нибудь предложенной пищи, ибо только совершенные могут, оставаясь за трапезою, не быть побежденными чревом. Вы же праздны, потому что не вразумились словами отцов, которые внушают нам: «Не говори: Зачем это? Но себе внимай», и увещевают нас никого не осуждать, исполняя слова пророческие: да не возглаголют уста моя дел человеческих (Пс. 16, 4). Вы впали в то, о чем сказано: лукавый человек от лукавого сокровища сердца своего износит лукавая (Мф. 12, 35). Почему не подумали вы о тех братиях хорошего, в назидание свое (говоря себе): «Мы нерадим, — а братия наши воздерживаются», подобно тому, как братия, ранее встающие из-за трапезы, помышляют о вас хорошее, говоря: «Горе нам! Мы встаем по немощи, а братия наши хотя и более нас едят, но от сего не получают вреда, ибо все делают с рассуждением». Таким образом, они избегают угрозы, заключающейся в изречении (Господнем): не судите, да не судими будете (Мф. 7, 1), а вы подпадаете ему, осуждая братий ваших, которые выше вас, и нарушаете тем слово апостола: ядый не ядущаго да не укаряет (Рим. 14, 3). Скорее же следовало бы вам, вкушая более братии, скорбеть о том, что чрево побеждает вас, и благодарить Бога за принятие пищи, и Он чрез сие благодарение может избавить вас от брани с чревом и осуждения братий. Если же хотите, то да будет вам известно, что дела надобно рассматривать с рассуждением, чтобы отличать благое от злого, по слову апостола: вся искушающе, доброе держите (1 Фес. 5, 21). А рассуждение сие, без всякого прекословия, есть дело аввы.

Вопрос 544. Брат вопросил Великого Старца, говоря: я имею догматические книги и, читая их, ощущаю, что ум мой от страстных помыслов переносится к созерцанию догматов. Иногда же помысл запрещает мне читать их, говоря: ты не должен читать их, потому что ты окаянен и нечист.

Ответ Варсонофия. Не хотел бы я, чтобы ты занимался сими книгами, потому что они возносят ум горе, но лучше поучайся в словах старцев, которые смиряют ум долу. Я сказал сие не с тем, чтобы унижать догматические книги, но лишь даю тебе совет, ибо пища бывает различна.

545. Некоторый брат, странник, и притом больной, пришел в общежитие, ища себе врачевания, и был помещен в келлию одного брата, а тому показалось это отяготительно. Уразумев сие, Старец сказал ему следующее: «О, брат! Испытай твой помысл и сознайся, что если бы то был твой брат по плоти, не пожелал ли бы ты принять его под свой надзор? Смотри, как плотское (мудрование) действует в тебе; а ты принял к себе теперь духовного твоего брата, потому что все мы едино о Христе. Внимай же, брат, себе во страхе Божием». Услышав сие и получив пользу, брат весьма умилился и объявил о том Cтарцу, сказав: «Прости меня, господин авва, и помолись о мне! Я принимаю (к себе) брата моего с великою радостью».