A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 584. Когда благословляются у меня братия, давать ли им (целовать) руку мою или нет? Помысл говорит мне, чтобы и лобызать тогда их в голову: хорошо ли это?

Ответ. Когда благословляются, дай руку и скажи им: смотрите, чтобы это было не по человекоугодию; Бог по вере вашей творит с вами; Сам Господь сказал: приемляй пророка во имя пророча, мзду пророчу приимет, и приемляй праведника во имя праведничо, мзду праведничу приимет (Мф. 10, 41). Итак, если кто будет пророк и праведник, а кто-либо не примет его как пророка и праведника, то не получит воздаяния. Если же и не будет пророк или праведник, а кто-либо примет его как пророка и праведника, то мзду пророчу и праведничу приимет; лобызать же их в голову не следует, ибо это действие заключает в себе лицемерие, происходящее от человекоугодия.

Вопрос 585. Каков я должен быть в отношении братии?

Ответ. Считай себя ниже всех, а равно и правителем всех, долженствующим дать ответ за сан, который ты принял. Надлежит быть ко всем милосерду, как сказал апостол: друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2), вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя (1 Фес. 5, 14), ни единому зла за зло воздающе (Рим. 12, 17), но благое. Если же кто не повинуется, того назнаменуйте (2 Фес. 3, 14). Тот же апостол да вразумит тебя о прочем, что не означено в малом слове моем.

Вопрос 586. Каковы должны быть канонарх и эконом в отношении братии?

Ответ. Долготерпеливы, чтобы могли носить немощи немощных.

Вопрос 587. Когда кто из братий согрешит, как обличить его: наедине ли или при братиях?

Ответ. Когда вина будет большая, то при братиях, но прежде должно сказать ему: «Если не исправишься, то и при братиях объявлю о сем». Так заповедал Господь: обличи его между тобою и тем единем, и аще обратится, приобрел еси брата твоего; аще же ни, поими с собою еще единаго или два (Мф. 18, 15), и прочее. А когда согрешение будет малое, то обличи его наедине и сверх того наложи епитимию.

Вопрос 588. Кто поживет в общежитии с терпением, каким образом спасается он? И какое преимущество имеет тот, кто живет в таком месте, где находятся святые отцы?

Ответ. Кто умрет в смирении и послушании, тот спасается Христом; ибо Господь Иисус есть защитник его. А когда держится своей воли, хотя иногда и принимает на себя личину послушания и смирения, тогда сам за себя отвечает. Такого же, который живет по своей воле, ради покоя телесного, а не ради душевной пользы, надлежит увещевать по временам, ради Хотящего всем человеком спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4). Если он будет продолжать держаться своей воли, то надобно потерпеть его, пока он не устыдится или не оставит своей воли. Если же он наносит вред братии, должно объявить ему: «Продолжая поступать так, ты не можешь оставаться среди здешнего братства», ибо и по естественному (порядку вещей) человек не может допустить того, чтобы покой был одному во вред многим. Кто же пребывает в обители с благою верою и по Богу, тот получает покров от Бога и назидается, и когда имеющий такое делание умрет, — он наследует покой (вечный). А преимущество, которое имеет живущий на том месте, где живут святые отцы, состоит в том, чтобы иметь веру с благими делами и веровать силе отцов, ибо много может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16), что не везде можно найти. Господь сказал о апостолах: егда бех с ними… Аз соблюдах их во имя Твое… ныне же к Тебе гряду… да соблюдеши их (Ин. 17, 12). Ибо Твоя есть слава во веки, аминь.

589. Прошение. Повели объявить братии о терпении и послушании, ибо они принимают (с верою) слово твое. — И Старец объяснил им следующее:

Братие, вы пришли (сюда) не на покой, а на скорбь, ибо так заповедал Господь апостолам: скорбь на земли и печаль имате (см. Ин. 16, 33). Если последуете Господу Иисусу, то и Он с вами пребывает; если же отвергнете Его, то и Он отвергнет вас. Желающий получить благословение от Бога слушает Его, как Он Сам сказал: аще кто слово Мое соблюдет, не смерти не иматъ видети во веки (Ин. 8, 51). Ищущий же жизни вечной старается сохранить слово Его до пролития крови, то есть отсекать волю свою, ибо никто, ища воли своей, неугодной Богу, не имеет части со Христом. Итак, внимайте себе со страхом Божиим, и Господь покроет вас молитвами святых. Аминь.

Вопрос 590. Скажи мне, отец мой, как я должен встречать приходящих: мирян, отцов и братий?

Ответ. Ходя в премудрости, принимай всех, не подавая никому соблазна, по примеру апостола, сказавшего, что он был угоден и иудеям, и еллинам, и Церкви Божией (см. 1 Кор. 10, 32). Любви ради Христовой, напоминаю господину моему, что время наше уклонилось к телесному покою и к насыщению чрева, которые рождают все страсти; храни же себя от приходящих по такому поводу, мирские ли то будут, или братия, или отцы. Когда случится придти им, то не слишком угощай их и не совсем отвергай; когда же то будет человек, приходящий собственно с этою целью, то устранись от него. Тебе небезызвестно обращение аввы, как он обходился с приходящими: полезнее тебе, чтобы тебя назвали скупым, когда ты не таков, нежели чтобы назвали сластолюбцем. Итак, принимай всех с приличною приветливостию, показывая лишь вид, что вкушаешь наравне со всеми, вкушая однако же менее надлежащего. А если кто будет принуждать тебя, скажи ему: апостол говорит: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5, 18). Отцы говорят: «Молим всякого человека, хотящего спастись и принести покаяние Богу, сохранять себя от излишнего употребления вина, которое рождает все страсти». Сохраняй себя от тех, которые говорят: «Если ты не пьешь, то и я не стану пить, и если ты не ешь, то и я не стану есть», и со всяким смиренномудрием проси такого, говоря: апостол сказал: ядый не ядущаго да не укаряет, и не ядый ядущаго да не осуждает… Ядый, Господеви яст, и не ядый, Господеви не яст и благодарит Бога (Рим. 14, 3, 6), и как то и другое делается во славу Божию, то оба они и честны у Бога. А потому пусть каждый, ради любви Божией, вкушает и пьет, сколько ему угодно, а меня, сделайте милость, (не принуждайте), ибо я немощен и не могу (более). И апостол сказал так: несть бо Царство Божие брашно и питие (Рим. 14, 17), но любовь и чистое сердце и проч. — Итак, будь благоразумен в отношении приходящих; тебе надобно иметь разумение и мудрость, дабы о каждом познать, для чего и как пришел он: ради ли Бога или ради пищи; наконец, сколько можно, остерегайся бесед о плотском с приходящими, которые имеют нужды слышать слово, разве кто имеет нужду слышать слово Божие, (для чего дает тебе Бог разумение), — с такими беседуй из жития отцов, от Евангелия, от апостолов и пророков, и не попускай им говорить о мирских делах, ибо иначе пища и все прочее будет у вас плотское. То, что я сказал выше, не относится к плотскому учению; а разговоры о мирских делах неприлично вам вести, ибо это учение плотское. Скажи такому: авва! Господь сказал: воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22, 21); если же ты пришел Бога ради, то можешь беседовать о том, что угодно Богу. Мир свое любит; но мир не согласуется с волей Божией. Иначе мы будем наказаны, беседуя не по воле Божией, ибо апостол сказал: мудрование плотское вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7).