A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 601. Иногда приходят к нам, по вере своей, женщины и матери братий наших, и мы принимаем их в келлии вне монастыря, которая имеет окна в монастырь: должен ли я сквозь эти окна беседовать с ними, или нет? И как бабушка моя не захотела жить с племянниками своими и все свое имущество отдала мне, — повелишь ли, когда она по временам будет приходить, беседовать с ней и подавать ей нужное для нее, или как мне поступать? И как должно быть?

Ответ. Если женщины будут иметь повод придти к вам Бога ради, а не для того, чтобы видеть место, и не по одному только желанию своему, а единственно для того, чтобы услышать слово Божие или принести что-нибудь для обители, и потому необходимо беседовать с ними, то беседуй, но понуждай себя сохранять глаза твои, ибо иже воззришь на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). А всякое дело, Бога ради совершаемое, Бог покрывает. (Беседуй же) не с человекоугодием, не как ищущий похвалы, но от чистого сердца простри помысл свой к Богу, и если это будет мать кого-либо из братии и придет по какой-либо нужде, побеседуй с нею, по заповеди, которую имеешь, без нужды же не должно делать и сего, ибо сын ее может, при вашей помощи, подать ей требуемое, (впрочем) не в излишестве, но сколько ей будет необходимо. С бабушкою твоею во все время жизни ее ты должен беседовать по временам и удовлетворять ее потребности, пожелает ли она жить в городе, или в этом селении. Домочадцам же ее не дозволяй жить по своей воле, пока не наставишь их на добрую жизнь, но утверждай их в страхе Божием, питая и одевая их с рассмотрением, чтобы не подать повода к невоздержанию и презрению, и к тому, чтобы искать чего-либо излишнего, (а делай это) узнавая потребности, обличая их и говоря: «Почитайте себя уже не рабами, но свободными, смотря на то, что вы обеспечены и успокоены гораздо более, нежели владеющие имениями». А когда умрет бабушка твоя, тогда освободи их, и дай им приличное пропитание, или здесь, в этом селении, или где хочешь, сие не подлежит закону, не дозволяя им (притом) самовольно взять и присвоить себе что-либо твое.

Вопрос 602. Если мне покажется необходимым изменить что-либо в ваших советах: могу ли сделать сие или нет? И если не должно, а я увлекусь, как человек, то что мне делать?

Ответ. Ежели действительно дело требует того, чтобы изменить нечто, то не затрудняйся (в том). А когда нет сего, и побеждаешься, как человек, впрочем, видишь по делу, что была на сие некоторая нужда и ты не можешь совершенно отсечь помысла о сем, то снизойди ему и проси у Бога прощения, и Он простит. Не только в одном этом, но и во всяком другом деле должно укорять себя, ибо если сотворишь, как сказано, новое небо и новую землю, не можешь быть без попечения.

Вопрос 603. Если признаю нужным сделать перемены в том, что установлено блаженным аввою в завещании его, или исправить что-либо в обители: повелеваешь ли сделать это или нет?

Ответ. Если находишь, что надобно переменить что-нибудь, сделай сие со страхом Божиим, не сомневаясь, и что требует исправления пусть будет исправлено, не до излишества, но сколько требует того нужда, и то с некоторым утеснением, как бы имея в виду переселение, ибо (здания) века сего, в отношении к вечности, не более как палатка. Когда видишь, что помысл побуждает тебя сделать что-либо, скажи ему: «Для чего ты хочешь сделать это?» И если сие действительно необходимо, то пусть совершится. А когда нет в том особенной нужды, скажи помыслу: «Какую пользу получишь ты из сего?» При помысле плотском просто презри его; если же он будет сильно докучать тебе, то не отвечай ему, а прибегни к Богу.

604. Прошение. Владыко! Ты предсказал нам о своей кончине, [122] и я нахожусь в страхе и печали, чтобы мы за недостоинство мое не были оставлены Богом. Посему прошу, дай мне слово, чтобы как мы вспомоществуемы теперь при жизни вашей, так получали бы помощь и по вашем отшествии, и чтобы Бог, по Своей милости, содействовал нам во всем.

Ответ. Бог однажды сказал: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Евр. 13, 5), и мы веруем Богу, что Он сотворит и более того (что творил), когда мы были с вами. Хотя бы ты говорил мне или не говорил, но Бог будет содействовать вам более, нежели ты ищешь, как сказал апостол: о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим. 8, 26). Господь наш Иисус Христос, снисшедший ради спасения нашего от Отеческого Престола, Тот и да спасет нас, да устроит, и да сохранит от лукавого, при содействии вашем, молитвами святых. Аминь.

Вопрос 605. Некоторые из старцев общежития вопросили того же Старца. Просим, владыко, сказать нам: отчего, хотя вы сказали нам, что вы умоляете Владыку Бога оставить после вас блаженного авву (Серида), Бог, исполняющий всегда волю боящихся Его, напротив взял авву прежде вас? Объясни нам также и то, почему Бог утаивает иногда и от святых дела Свои, как было при пророке Елисее. И отчего на теле аввы перед его кончиною появились струпы, подобные горящим углям, огневики.

Ответ. Как (некогда) сказано было авве Антонию: «Это судьбы Божии, и ты не можешь уразуметь их», так должно разуметь и о сем. Что касается углевидных струпов, называемых по-гречески «анфракия», и преставления аввы, то он получил славу, паче меры, от людей и от Бога. Но чтобы люди не обоготворили его (ибо поистине он был причастником Святого Духа и совершенства), Бог через сие угасил славу человеческую, дабы вполне умножилась слава Божия. Достигши такой меры, он не мог более заботиться о земных вещах, а равно, находясь посреди людей, не мог избавиться от сего, и потому Бог взял его. Что же касается до нас, то мы ожидали, что будет так, как мы полагали; а случилось по воле Бога, превосходящего (наши мысли) Промыслом спасения. Впрочем, человек не должен исследовать непостижимое, но всякую мысль и всякое благое дело возлагать на Имеющего власть, да будет по воле Его. Господь Иисус Христос да утвердит сердца ваши — отвергнуть всякое двоедушие и злобу лукавства. Молюсь о том, чтобы здравствовали о Господе. Аминь. Помолитесь о мне, чтобы и я получил милость и сохранился от лжезнания и безумия, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Вопрос 606. Брат вопросил Святого Старца авву Варсонофия: не знаю, отец мой, каким образом увлекся я книгами Оригена, Дидима и гностическими (сочинениями) Евагрия и учеников его. Они говорят, что души человеческие были созданы не вместе с телами, но прежде их были (простыми) [123] умами, т. е. бестелесными; подобно сему и Ангелы и демоны были простые умы. И люди, падши в преступление, осуждены были жить в сем теле, Ангелы же, сохранивши себя, сделались Ангелами. [124] Пишут они и другое, подобное сему, например, что будущее мучение должно иметь конец, и люди, и Ангелы, и демоны возвратятся снова в первое свое состояние, т. е. будут простыми умами, и это они (еретики) называют восстановлением. Душа моя впала в двоедушие и сетует (сомневаясь), истинно ли сие или нет, и потому прошу тебя, владыко, научи меня истине, чтобы я мог держаться ее и не погибнуть, ибо в Божественном Писании ничего о сем не говорится. И сам Ориген в толковании своем на Послание к Титу утверждает, что ни апостольское, ни церковное предание не (говорит), чтобы душа существовала прежде создания тела, и потому (Ориген) признает еретиком того, кто говорит это. Но и Евагрий в главах своих, называемых гностическими, свидетельствует, что того никто не возвестил нам, не открыл и Сам Дух. Во второй сотне, в 64-й, из так называемых гностических глав, он пишет: «О первом никто не говорит, а о втором сказал Глаголавший в Хориве». И опять в 69-й главе той же сотни он говорит так: «Дух Святой не открыл нам ни о первом разделении умных существ, ни о первобытном существовании тел». О том же, что не будет ни восстановления, ни конца муке, Сам Господь объявил нам в Евангелии, сказав: идут сии в муку вечную (Мф. 25, 46), и еще: червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк. 9, 44). Откуда же взяли они это, владыко, когда ни апостолы нам сего не предали, ни Дух Святой не открыл (как сами они свидетельствуют), и в Евангелии сказано противное. По благоутробию твоему, отец мой, окажи милость моей немощи и скажи мне: каково оное учение?

Ответ. Брат! Увы и горе роду нашему, что мы оставили и что исследываем, о чем стараемся и обо что претыкаемся? Оставили мы правые пути и хотим идти по стропотным, чтобы и на нас исполнилось слово Писания: горе оставляющим пути правыя, еже ходити в путех стропотных (Притч. 2, 13). Поистине, брат, я оставил плач о самом себе и плачу о тебе; во что ты впал? Перестал я плакать о грехах моих и оплакиваю тебя, как сына моего. Небеса ужасаются, о чем любопытствуют люди! Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое! Это догматы языческие. Это пустословие людей, которые думают о себе, что они нечто значат. Это слова людей праздных. Это порождения прелести, ибо сказано: глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим. 1, 22). И если хочешь уразуметь, внимай: от плод их познаете их (Мф. 7, 16). Каковые же плоды их? Надмение, уничижение, расслабление, леность, претыкание, отчуждение от закона, или, лучше сказать, от Законоположника Бога. Они — жилище демонов и князя их диавола. Сии (мнения) не к свету ведут тех, которые им веруют, но во тьму. Они не к страху Божию побуждают, но более к преуспеянию диавольскому. Они не извлекают из тины, но погружают в нее. Это суть плевелы оные, которые враг посеял на поле Домовладыки. Это терние, выросшее на земле, проклятой Владыкою Богом. Они — совершенная ложь, совершенная тьма, совершенная прелесть, решительное отчуждение от Бога. Бегай их, брат, чтобы учение их не утвердилось в твоем сердце. Они иссушают слезы, ослепляют сердце и всесовершенно погубляют людей, внимающих им. Не останавливайся на них и не размышляй о них; они исполнены горечи и приносят плоды смерти. Касательно же ведения о будущем — не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь (см. Гал. 6, 7). По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть. Не трудно Богу вместе с человеком создать и душу его. В рассуждении же Небесных Чинов Божественное Писание заграждает уста всякому человеку, говоря: рече, и быша: повеле, и создашася. Постави я в век века (Пс. 148, 5–6). А что Бог поставил, переменяется ли то? У Него, по Писанию, несть пременения (Иак. 1, 17). Где нашел ты, чтобы старание какого-либо Ангела привело его в успеяние? Брат, здесь делание — там воздаяние, здесь подвиг — там венцы. Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это (учение), ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй святым отцам. Приобрети себе: смирение и послушание, плач, подвижничество, нестяжание, вменение себя ни во что и подобное сему, что находишь в словах и в жизни отцов. Сотворите убо плод достоин покаяния (Мф. 3, 8), и не смотри на меня, который говорю и не делаю, но помолись, чтобы и я некогда пришел в познание истины, во славу Святой Троицы, ныне и присно, и во веки, аминь.

Вопрос 607. Тот же брат вопросил (о сем учении) другого Старца авву Иоанна.

Ответ. Несть сия премудрость свыше нисходящи, но земна, душевна, бесовска (Иак. 3, 15). Это учение диавольское. Это учение ведет в муку вечную тех, которые внимают ему. Кто занимается сим учением, тот делается еретиком. Верующий ему отвратился от истины. Согласующийся с сим чужд пути Божия. Делатели Христовы не научили сему. Принимающие слово истины не принимают сих мнений. Скорее оставь их, брат, чтобы не обжечь тебе сердца своего огнем диавольским, чтобы вместо пшеницы не посеять на поле своем терния, и вместо жизни не получить смерти, и зачем говорю много, — чтобы вместо Христа не принять тебе диавола. Не медли в том и спасайся молитвами святых, как Лот из Содома. Аминь.