A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 623. Некоторый христолюбивый муж вопросил другого Старца Иоанна, говоря: отец мой, я думаю сделать благотворение из моего имения и прошу тебя, скажи мне, что полезнее, дабы я мог с радостью возвратиться в дом мой: делать ли (сие благотворение) понемногу или в один раз?

Ответ. Брат! Хотя я не могу отвечать тебе как должно, но Писание вразумляет тебя, говоря: не рцы: отшед возвратися, и заутра дам, сильну ти сущу благотворити. Не веси бо, что породит день находяй (Притч. 3, 28). Но меры (добродетели) различны, и каждый делает по своей мере: один человек немного может дать из своего дохода, другой дает десятую часть имения своего, иной четвертую, другой третью часть, а иной половину, — каждый по своей мере. Желающий же придти в совершенную меру да не вопрошает меня, последнейшего, но Учителя и Врача душ наших, Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего богатому юноше: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене (Мф. 19, 21). Да укрепит же мысль твою воспоминание о пришествии смерти, которая не известна никому из людей. Постараемся делать добро, прежде нежели перейдем из этой жизни, ибо не знаем, в какой день будем позваны, чтобы не оказаться нам неготовыми и не остаться вне чертога с пятью юродивыми девами, которые взяли светильники, но не взяли елея в сосудах своих. Постараемся сделать, по силе нашей, сколько позволит немощь наша, и благой всех Владыка введет нас с мудрыми девами в чертог Свой, в радость неизглаголанную со Христом. Аминь.

Вопрос 624. Брат вопросил того же Старца: должно ли принимать что-либо от других и раздавать нищим, потому что некоторые убеждают сие делать.

Ответ. Так как здесь дело идет о милостыне, то не все могут понести слова мои, но только достигшие того, чтобы пребывать в безмолвии и плакать о грехах своих. Есть люди, посвящающие себя такому служению, и Бог знает, что воздать им за сие; плачущие же не имеют для сего свободного времени. Да и как тем, которые отказались от своего собственного, искать распоряжаться чужим? Иже во святых преподобный Иларион поступил таким же образом: когда его некоторые просили принять от них большое имение для раздачи нуждающимся, он сказал просившему его о сем: «Тебе самому должно раздавать твое, потому что ты бываешь и в городах, и в селениях, а мне, оставившему и свое собственное, как принять чужое для раздачи другим?» Притом же это часто служит поводом к тщеславию или к сребролюбию.

Вопрос 625. Когда тот, кто дает мне (деньги), настойчиво говорит: «Если ты не возьмешь и не раздашь, то я сам ничего не раздам». Должно ли в таком случае призреть нищих, страдающих от голода?

Ответ. Я уже сказал любви твоей, что есть люди, посвятившие себя на то; ты же, если хочешь оплакивать грехи свои, не обращай внимания на сие, чуждое тебе, дело, хотя бы ты и перед келлиею твоею видел кого-либо томящегося (голодом). Не принимай участия в раздаче чужого, чтобы не лишиться тебе плача и безмолвного пребывания. Но владелец того имущества, не находя другого, который исполнил бы за него сие служение, сам должен будет их раздать, чтобы дело его не осталось без исполнения.

Вопрос 626. Некоторый христолюбивый муж вопросил того же Старца, говоря: если кто-нибудь просит у другого милостыни, а тому нечего дать, должен ли он взять взаймы и дать просящему?

Ответ. Когда кто-нибудь просит другого подать ему то, чего и сей не имеет, то он не будет осужден, если не подаст ему, потому что и апостол Петр, когда (хромой) просил у него милостыни, сказал: сребра и злата несть у мене (Деян. 3, 6), и не взял взаймы, чтобы подать ему. Также, если и кто имеет только необходимо-нужное для него самого, то и сего не должен издерживать (на милостыню), как случится, чтобы после, при собственном недостатке, не стал он скорбеть, не в силах будучи понести скудости. А когда просящий будет докучать ему, и он скажет: «Прости меня, мне нечего дать тебе», то это не будет ложь, потому что тот, у кого есть только необходимо-нужное для него самого, не имеет что дать другому. Пусть он скажет просящему: «Прости меня, я имею только то, что необходимо нужно мне самому». Вспомни пять дев, которые, когда другие просили их дать им елея для светильников, отвечали им: еда како недостанет нам и вам (Мф. 25, 9). И апостол Павел, писав к коринфянам, говорит: да будет ваше избыточествие во онех лишение (2 Кор. 8, 14), и не бо да иным убо отрада, вам же скорбь (2 Кор. 8, 13).

Вопрос 627. Поясни мне, отец мой, сказанное тобою: кто имеет только необходимо-нужное для него самого, тот не должен сего издерживать (на милостыню), как случится, чтобы после не скорбеть. Как же скорбеть кому-либо о том, что он сделал по своей доброй воле?

Ответ. Все должно делать с рассуждением, а умерять себя есть дело рассуждения, и сие утверждает помысл, чтобы не смущаться впоследствии. Делать же сверх силы милостыню или что-либо другое — нерассудительно, потому что приводит впоследствии делающего к смущению, унынию и ропоту. Хорошо и весьма хорошо, подобно евангельской вдовице, подавать нуждающемуся, и в сем нет ничего худого; но если человек благо делает сверх силы, то он не может понести сего. (Да) и Бог требует того, что по силе человеку.

Вопрос 628. Если же кто-нибудь богат и имеет более, чем ему надобно: не имеет ли и он нужды в подобном рассуждении? Ибо и ему должно делать (добро) по силе своей.

Ответ. Да, и он имеет нужду в рассудительности, чтобы не следовать сверх силы своему помыслу и (после) не раскаиваться в том, что сделал. Потому и Павел сказал: не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9, 7). Ибо совершенное прилично совершенным, недостаточное же — недостаточным. Совершенный и нищету претерпевает доблественно, и о богатстве нерадит, и все переносит без смущения, по слову апостола: вся могу о укрепляющем мя Христе (Флп. 4, 13), и: мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14), и проч.

Вопрос 629. А тому, кто сначала не усерден на подаяние, что нужно делать, чтобы навыкнуть подавать?

Ответ. Он должен напоминать самому себе воздаяние, обещанное за то Богом, и начинать с самых последних вещей, всегда вразумляя себя, что подающий мало — мало и получает, а подающий много — и сам много получает по сказанному: сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2 Кор. 9, 6). Итак, мало-помалу в нем будет усиливаться желание получить воздаяние за многое, и он будет всегда успевать в сей добродетели. Он может достигнуть той меры совершенства, чтобы обнажиться от земных вещей и быть духом с небесными.