A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ. Произвольное совершенно избавляет душу от смерти; невольное же не достигает сей благодати, и меньше первого.

Вопрос 647. Если человек, живший нерадиво, будучи близок к смерти, обещается Богу, что когда он останется жив, то постарается угодить Ему, — продлит ли Бог его жизнь?

Ответ. Бог Сердцеведец и взирает на правоту сердца. Если Он видит, что человек тот поистине от всей души покается, то подаст ему продолжение жизни, по сказанному: даст ти Господь по сердцу твоему (Пс. 19, 5). Ибо воля Божия есть — спасение людей, как Сам Бог сказал: живу Аз, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему (Иез. 33, 11). Итак, направим сердце наше к Нему, и возвергнем на Него все попечение наше, и Он благоустроит полезное нам к нашему спасению.

Вопрос 648. Скажи мне, отец мой: определен ли конец миру сему?

Ответ. Непременно будет конец миру сему; но если Бог видит, что мы благоугождаем Ему, то прилагает нам времени, по сказанному: правда прилагает дни. Лета же нечестивых умалятся (Притч. 10, 27). И в отношении жизни человеческой повеление Божие называется пределом ее: ибо когда и апостолы вопросили (о сем) Господа, Он отвечал им: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти (Деян. 1, 7).

649. Другой христолюбивый муж, будучи болен и сильно томим горячкою, просил Великого Старца помолиться о нем, что бы получить ему облегчение от болезни; послал также и воду для того, чтобы Старец благословил ее для употребления в питие, ибо не в силах был терпеть жара от горячки. Старец помолился о нем, и когда он напился сей воды, жар тотчас прекратился и болезнь прошла. Удивляясь этому и прославляя за сие Бога, брат рассказал некоторым о том, что сотворил с ним Бог, и о благодеянии, которое оказал ему Святой Старец. Но на другой же день после сего прежняя горячка возвратилась к нему в сильнейшей степени, и он опять послал к Cтарцу, прося помилования.

Старец же отвечал ему. «Ты снова пострадал за то, чтобы вперед не пустословил». — Получив совершенное исцеление молитвою Святого Старца, тот брат боялся уже рассказывать кому-либо не только об этом, но и о других благодеяниях святого, которые были ему известны.

650. Тот же брат, видя, что авва рассказывает приходящим братиям дивные (дела) сего Святого Старца, вопросил о сем другого Старца Иоанна. И узнав от него намерение, с каким делает это авва, успокоился относительно сего.

Вопрос 651. Тот же (брат) вопросил того же Старца: что значит, отец мой, что иногда, видя, что авва беседует о добродетелях старцев, я утешаюсь словами его, как назидательными, иногда же думаю, что они не назидают, а соблазняют (слышащих), потому что он сам хвалит своих отцов, и скорблю (о сем). Смущаюсь и о других отцах, думая, что их слова напрасны. Итак, прошу тебя, отец мой, объясни мне сие и помолись, чтобы мне избавиться от сего злого помысла.

Ответ Иоанна. Брат! Да подаст тебе Бог слышать, разуметь и на деле исполнить то, что тебе говорится. В том, о чем ты мне писал, заключается и самооправдание и осуждение: самооправдание потому, что ты почитаешь себя достойным слышать повествования оные; осуждение же потому, что ты говоришь: «Зачем он (авва) оное рассказывает?» И не вспоминаешь, что Дух, идеже хощет, дышет (Ин. 3, 8). Можешь ли ты сказать мне, почему Господь, исцеляя некоторых, запрещал им говорить о сем кому-либо, а некоторому сказал: шед покажися иереови и принеси дар за очищение твое, и еще: во свидетелство им (Мф. 8, 4), и: возвести, елика ти Господь сотвори (Мк. 5, 19). То, что говорит авва, служит к пользе слушающих со страхом Божиим и к осуждению тех, которые не принимают (слов его) с верою; но ты еще не можешь рассуждать о сем, потому что сердце твое подвержено изменению. Апостол говорит: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих: овем убо воня смертная в смерть: овем же воня животная в живот. И к сим кто доволен? Несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедающии слово Божие (2 Кор. 2, 15–17). Если же ты сомневаешься о Старце, что он тебе запретил говорить (о нем), а авве не запретил, то ты должен предполагать, что есть какая-либо особенная причина сему, но смиряться сердцем, говоря: «Мне Старец запретил по недостоинству моему, ему же (авве), как достойному, позволил говорить для пользы слышащих». Рассмотрим же, как Старец всячески приводит нас к смирению, чтобы укорять нам себя и считать себя недостойными, а мы не хотим преклонить своей выи. Итак, придем в смирение, и Бог откроет нам таинства Свои, чтобы мы могли беседовать, где нужно, а где не нужно, всегда молчать, и чтобы и то, и другое служило к пользе нашей и слушающих нас. Мы не должны осуждать или уничижать говорящих, чтобы вместо назидания не получить нам осуждения. Ибо если спросим помысл наш: знаем ли мы, как говорит говорящий, — по действию ли в нем Духа, (или нет), то найдем, что вовсе не знаем сего. Итак, будем думать доброе, а не злое; ибо злой думает злое, а добрый — доброе, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

652. Другой христолюбивый муж, чувствуя телесное страдание, послал просить того же Старца Иоанна, чтобы он помолился о его исцелении. Старец отвечал: «Господь исцелит тебя вскоре». Однако он не получал скорого исцеления и, имея веру к Cтарцу, удивлялся, говоря: «Что же это значит? Старец не лжет ибо Бог глаголет через него, а я не получил исцеления». И пришедши, вопросил о сем Великого Старца.

Ответ Варсонофия. Если веруем, что Бог не лжет и что вся возможна верующему (Мк. 9, 23), то как же ты не получил желаемого? Не живет ли в тебе тайно неверие? Я поистине верую, что все, сказанное тебе Богом через брата Иоанна, исполнится над тобою. Прошу же христолюбивую твою любовь, не привлекай меня к конскому ристалищу, ибо я уже состарился. Это сказал я, намекая на то, что ты, по словам твоим, имеешь с нами единодушие; но никто не делил душу надвое, оставляя одну часть ее в одном, а другую в другом делании. Знай же, что я не перестаю молиться Богу, пока Он не введет тебя со мною во врата Своя во исповедании и во дворы Своя в пениих (Пс. 99, 4).

Услышав это, христолюбивый муж тот удивлялся, как Старец сказал ему о конском ристалище (которое он посещал), и прославил Бога. И с тех пор удалялся вперед от сих вредных зрелищ.

Вопрос 653, того же к тому же Великому Старцу. Я имел друга, любимого мною и единодушного, который живет на чужой стороне, мы выросли с ним как братья, и имели все общее. Теперь же я женился, но мы остались с ним в прежних отношениях; однако помысл борет меня, говоря: не возбудил ли мой брак сомнений в его сердце, и (может быть) он не имеет уже ко мне прежнего расположения?