A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ 43, того же Великого Старца к тому же, чтобы он все, что до него касается, возложил на Бога.

Кто будет пить воду, которую я послал тебе через мои ответы, тот во век не почувствует жажды; ты же должен был ожидать и надеяться получить успокоение верою во Христа. Приими этот хлеб — часть моей пищи — и оставь все внешние попечения. Не бойся ничего, но Духом Святым приими силу и надежду; веруй, что рука Божия с тобой.

44. Часть хлеба, присланного в благословение (от Старца), авва Иоанн дал служившему ему, но не из собственной руки (так как не был клириком), а просто положил, и тот сам уже взял его; и в другой и в третий раз, получив благословение, (авва Иоанн) поступил также; делая же это без совета (Старца), не понимал, что согрешает сим. И еще: когда, по молитвам Старца, почувствовал облегчение от страстей, сказал: «Ослабели во мне страсти». После этого послал он вопрос о хульных помыслах, и не получил ответа. Когда же удивлялся о причине сего, внезапно попущением Божиим, ко вразумлению его, явилось ему страшное мечтание, повторилось еще раз и вдруг исчезло. Взволнованный и смущенный, авва Иоанн вспомнил согрешение свое только относительно хлеба, забыв сказанное им о изнеможении в нем страстей, надел присланный ему некогда от Старца куколь, прибегнул к Богу и много молился о помиловании. Старец написал ему о двух согрешениях его: о помысле хульном и о том, что положить перед служащим ему (братом) благословенный хлеб и предоставить ему самому взять оный — не было делом смирения, но скорее делом кичливости и детского разума.

Если кто сознает, что он преступает заповедь, — это признак познания (своей немощи), а познающий (оную) исправляется; но просто скажем: я предал тебя некогда в руки Божии, а ты уклоняешься от сего; Писание же говорит от уст Божиих, что праведнии не уклоняются (3 Цар. 15, 5; Пар. 31, 7; Иов. 31, 7). Что же ты искушаешь меня, требуя моего слова? И еще говорит Писание: ниже да изыдет велеречие из уст ваших (1 Цар. 2, 3). А ты посмел отверсть уста свои пред Богом и сказать, что страсти ослабели в тебе, вместо того, чтобы сказать: все они лежат во мне, как в хранилище; за то и был ты оставлен, и все твое окаянство обнаружилось. Если бы не было у тебя того покрывала, которое ты получил (от меня), [23] то пришлось бы тебе потрудиться. Верен же Бог, сказано, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можем, но сотворит со искушением и избытые, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). Безвременно сделать что-нибудь есть исполнение своей воли, и происходит от кичливости; а, не имея рукоположения, давать иным благословение, как архиепископ — не знаю, что и сказать на это. Разве я не мог бы и всем послать благословение, которое послал собственно тебе? Ты малым наказан за многое и большое; бодрствуй же над собою вперед неослабно, чтобы истребить восемь иноплеменных народов. В пребывании своем не увлекайся детскими делами и приобрети скорее суровость, нежели простоту. Много раз слышал ты: без совета ничесоже твори (Сир. 32, 21). О всякой страсти и хуле помолись Богу, и Он мало-помалу поможет тебе. Бодрствуй же вперед и сохрани это в сердце твоем. Никому не нужно знать сего. Что было, то было. Иисус будет с тобою. Прости мне прошедшее, и исправлюсь в будущем во веки, аминь.

Ответ 45, того же Великого Старца к тому же (авве Иоанну), когда он, находясь в тяжкой болезни, а именно в сильной горячке, причем в течение многих дней не вкушая пищи и пребывая без сна, с ропотом, по действию вражию, воскликнул на авву и служащих ему братий.

Брат! Зачем оводянело твое сердце и ты оставил Возлюбленного и устремился вслед врага? Не внял гласу Пастыря Христа, а последовал за волком диаволом. Что такое пострадал ты? Что претерпел? Что означают эти кличи, которые апостол поставил наравне с злохулением, сказав: всяк гнев, и клич, и хула да возмется от вас, со всякою злобою (Еф. 4, 31). Ты ничего не пострадал сверх силы, по слову апостола: верен Бог, Иже не оставит нас искуситися паче, еже можем (1 Кор. 10, 13) и прочее. Пробудись от этого смятения злых помыслов. Восприими жезл креста, которым отгонишь от себя волков, т. е. демонов. Вспоминай слова Писания: Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой (Пс. 41, 6). А вперед бодрствуй и берегись горячиться, как неразумное дитя, еще не имеющее чувства (самосознания); ибо ты должен взойти со Христом на крест, быть пригвожден гвоздями и прободен копнем. Чего ожидаешь, окаянный, вопия против Христовой силы и укоряя твою братию? Где же сказанное: честию друг друга болша творяще (Рим. 12, 10)? Довольно тебе и этого: сказано: даждь премудрому вину, и премудрейший будет (Притч. 9, 9). Потерпи, умолкни и благодари за все, по слову: о всем благодарите (1 Фес. 5, 18). Очевидно же, что благодарить следует и в нуждах, и в скорбях и болезнях, и в отраде. Непрестанно призывай Бога, и Он пребудет с тобою и подаст тебе силу о имени Своем; Ему слава во веки, аминь.

Ответ 46. Когда авва Иоанн почувствовал облегчение от болезни и пришел в себя после бывших искушений, враг навел на него страшные сны, чтобы снова смутить его; не достигнув же этого, опять представил ему (во сне) как бы монастырь и церковь и многих людей, приходивших туда для получения помощи. Укрепляя его (в сих искушениях), Старец пишет ему следующее:

Слава в вышних Богу, брат: враг наш диавол ополчился, яко лев рыкая, поглотити (1 Пет. 5, 8) тебя, но не попустила ему сего всегда покрывающая нас рука Божия. Когда же он увидел, что не попускается ему исполнить желания его, стал смущать твой ум; почему и представил тебе некоторые вещи посредством скверных своих снов. Видя же, что Господь не попускает тебе искуситься до конца, или сверх силы твоей, и, как лукавый в злобе своей, (враг) представил тебе (во сне) церковь и монастырь, как бы для помощи. Ты же утверди сердце твое, полагая на нем без смущения крестное знамение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и веруя, что сие помогает нам попрать главу врага. Приобрети смиренное сердце и воздай славу Спасшему тебя от сети диавола; [25] пострадал же ты это за нерадение.

Ответ 47, того же Великого Старца к тому же, который впал в брань, составившуюся из разных помыслов, весьма тяжкую и для многих непостижимую.

Скажи брату Иоанну: удивляюсь любви твоей, как ты не понимаешь дела! Видя многие твои скорби, не раз посылал я тебе благословения, чтобы ты получил чрез них силу по Богу. Тебе надобно всегда размышлять о том, что написано в псалме: рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес, и низходят до бездн: душа их в злых таяше (Пс. 106, 25–26). Все это постигло нас, и мы должны претерпеть эти бедствия, пока не достигнем в пристанище хотения Его (там же, ст. 30), как я и прежде писал тебе. Бог не предал тебя в руки врагов твоих, и ты не предавай сам себя в их руки. Если поступишь так, Бог не предаст тебя. Желаешь ли избавиться от скорбей и не тяготиться ими? Ожидай больших — и успокоишься. Поминай Иова и прочих святых, какие скорби претерпели они; приобрети их терпение, и утешится дух твой. Мужайся, крепись и молись о мне, вспоминай слова мои, и душа моя обновится.

Ответ 48. Когда авва Серид по некоторой причине замедлил отнести авве Иоанну предыдущий ответ, последний сильно укорял его, и тем весьма опечалил. Потом, когда некоторые из братии, по немощи своей пользующиеся услугами других, пересказали авве Иоанну о различных делах, будто бы напрасно и бесполезно совершаемых в общежитии, он, вместо того, чтобы вразумить и удержать их от подобных пересудов, сказал, что сии дела и ему не нравятся. Услышав же от аввы Серида, что он (авва Серид) сделал их по совету Старца, сказал ему: Старец оставил тебя действовать по своей воле. По сему-то случаю послал ему Старец нижеследующий ответ, объясняя в нем, что кажущееся нам неправильным делается по особенному устроению Промысла Божия, и выше нашего понятия.

По долгом времени снова побуждает нас любовь погрозить тебе жезлом Христова наказания и запрещения, да исполнится и на нас слово Писания: достовернее суть язвы друга и т. д. (Притч. 27, 6). Если накажем тебя, не ослабевай, вспоминая притчу сказавшего: сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаемь. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12, 5–6). Если же и запрещу тебе, то не безызвестно тебе сказанное апостолом: обличи, запрети, умоли (2 Тим. 4, 2). Немощный! Где ум твой? Ленивый! Где находится мысль твоя! Зачем обладатели ума твоего противоречат в тебе ученикам Владыки, желая воспрепятствовать тому, чтобы воссел на него Владыка, вошел во Иерусалим, изгнал из храма Божия продающих и покупающих и посрамил книжников и фарисеев? Зачем, когда ты должен жить во Иерусалиме, они влекут тебя в Вавилон? Зачем, оставя воду силоамскую, хочешь пить мутную воду египетскую? Зачем уклоняешься от пути смирения, которое говорит (себе)

Особенно, (если подаешь советы) покрывающему нас ради Бога и выю свою за нас положившему (авве Сериду), которому мы обязаны благодарностью и должны молить, чтобы Господь сохранил его от всякого зла к пользе нашей и многих других, научаясь сему от святого апостола, который с благодарностью говорил о некоторых: иже по души моей своя выя положиста (Рим. 16, 4). Как не вспоминаешь беспопечительности, дарованной тебе чрез него (Богом), и пребывания твоего в безмолвии, которым пользуешься свободно, как царь? Тогда как он (авва Серид) носит тяготу приходящих к нам и отходящих, устраняя от нас всякое беспокойство; если приходят ради нас, то мы и должны были бы заботиться о них, а не он. Посему-то премного благодарю Бога, благоизволившего дать нам такого искреннего сына, по душе нашей, а ты вместо сего неразумно сказал ему: «Умываю руки мои от тебя», и сказал это не один, а много раз, и чрез то погрузил душу его в великую печаль, не вспомнив слов апостола: да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2 Кор. 2, 7). И если бы не рука Божия и молитва отцов его, то растерзалось бы сердце его. Где заповеди мои, данные тебе: плачь, рыдай, не ищи, чтобы тебя считали за нечто, ни в чем не равняй себя с другими, — те заповеди, которыми я привлекал на иной путь любовь твою? Оставь, наконец, мир, взойди на крест, свергни с себя земное, отряси прах от ног твоих, о срамоте нерадив (Евр. 12, 2), не разжигай с халдеями пещи, чтобы не быть сожжену вместе с ними гневом Божиим. Считай всякого человека превосходнее себя, — восплачь о мертвеце твоем. Изми первее бревно из очесе твоего (Мф. 7, 5). Восстанови ниспровергнутый дом твой, воззови: Сыне Давидов, помилуй мя… да прозрю (Лк. 18, 38, 41). Пойми сказанное: да всяка уста заградятся (Рим. 3, 19), и не многословь более. Затвори дверь твою (см. Мф. 6, 6) для врага. Взвешивай слова свои и сделай запор к дверям твоим (см. Сир. 28, 29). Ты знаешь, к чему я говорю тебе: разумей сказанное; потрудись вникнуть в слова мои и найдешь в них плоды, достойные Бога; не посрами седин молящегося о тебе день и ночь. Господь да даст тебе уразуметь и исполнить сие со страхом Его. Аминь.

А как ты сказал авве Сериду: Старец оставил тебя действовать по своей воле, то значит я один понесу осуждение, которое изрек Господь чрез пророка: аминь глаголю ти: аще увидиши брата твоего, ходяща путем не благим, и не речеши ему, яко путь сей зол есть: крове же его от руки твоея взыщу (Иез. 3, 18). Берегись, чтобы не быть поруганным от (врага) и послушай совета апостольского, по которому мы должны слово воздати (Евр. 13, 17) о нем (авве Сериде). Но вы не разумеете, что значит сказанное. [26]